В условиях кризиса правительство обещает снизить налоговое давление на бизнес разного уровня. В частности, по словам Антона Силуанова, «у нас нет задачи сегодня выбить налоги из налогоплательщиков любой ценой, а наоборот, в период кризиса ухудшается финансовое состояние многих налогоплательщиков, это значит, что мы должны аккуратно проводить проверки и принимать меры административного воздействия».
Силуанов предложил больше применять инструмент налоговых отсрочек и рассрочек. «Сейчас в Госдуме находится законопроект, который даст налоговым органам такое право», — подчеркнул он.
Расслабляться, правда, пока не стоит бизнесменам, которые давно научились экономить на налогах. В первую очередь речь идет о так называемых «серых» зарплатах, которые выплачиваются в конвертах и не облагаются ни НДФЛ, ни страховыми платежами. По оценке Всемирного банка, доля теневой экономики в России равна 40%. Именно столько работающих россиян так или иначе получают «серые» зарплаты. Часть из этих людей вообще не оформлена, а часть имеет официальную «белую» зарплату, но получают дополнительный доход в конвертах, в виде бонусов, премий и сверхурочных.
Последняя схема особенно актуальна для регионов. Местные налоговые органы подчас закрывают глаза на эти нарушения, поскольку для региональных властей гораздо важнее, чтобы предприятие работало и не закрывалось из-за непосильной фискальной нагрузки.
Существует еще одна острая проблема: ряд налогоплательщиков научились пользоваться разрывом между ставкой рефинансирования ЦБ, которая давно зафиксирована на уровне 8,25%, и постоянно растущей ключевой ставкой, составляющей сейчас 15%.
Кстати, данным положением вещей недовольны и честные налогоплательщики. Так, уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов давно настаивает на уравнении ставки, по которой рассчитываются налоговые штрафы, с ключевой ставкой ЦБ.
Как это сделать? ЦБ ставку рефинансирования поднимать даже не надо. Достаточно принять ряд нормативных и законодательных актов, в соответствие с которыми фискальные обязательства должны рассчитываться исходя из ключевой ставки.
Впрочем, многие эксперты не согласны с этой идей. Они уверены, что кризис — дело приходящее и уходящее, а чрезмерно крупные штрафы останутся на века.
ЭКСПЕРТЫ «МК»
Заведующий лабораторией Института экономической политики им. Гайдара Владимир НАЗАРОВ:
— Точных цифр объемов «серых» зарплат в нашей стране не существует. Однако если поделить общероссийский фонд оплаты труда на среднею заработную плату, то получим 47 млн работников. При этом официальное количество экономически активного населения равно 67–68 млн человек. Разрыв 20 млн — значит, можно приблизительно сказать, что около 30% у нас трудится либо полностью нелегально, либо частично.
Советник по макроэкономике генерального директора БД «Открытие» Сергей ХЕСТАНОВ:
— Что касается предложения Антона Силуанова подравнять ключевую ставку и ставку рефинансирования, чтобы исключить ситуации, когда нарушители предпочитают платить штраф за несвоевременную уплату налогов, чем брать кредиты в банке или собственные оборотные средства, то, мне кажется, этого не нужно делать. В нормальных экономических условиях эти две ставки находятся на одном уровне. Разрыв произошел в декабре 2014 года, когда ЦБ начал активную борьбу с валютными спекулянтами. Не стоит кроить законодательство под решение узкой задачи. После того как выйдем из кризиса, ставки подравняются естественным образом.