Поддержка столичного стройкомплекса в антикризисном плане правительства прописана красной строкой. Строительная отрасль уже более 20 лет считается локомотивом городской экономики, обеспечивая 1 трлн руб. инвестиций ежегодно. «Надо предпринять все меры для того, чтобы этот бизнес поддержать, чтобы этот объем инвестиций не уменьшался или по крайней мере оставался достаточно стабильным», — заявил Сергей Собянин.
Антикризисные мероприятия, направленные на поддержку градостроительной деятельности, в мэрии сгруппировали по пяти крупным направлениям: поддержка в рамках горзаказа, содействие развитию жилищного строительства, изменение градостроительных нормативов, финансовые и налоговые льготы, снижение административных барьеров. Чиновники не скрывают, что на 80% план сформирован по предложениям самих застройщиков. Девелоперы высказывали их на заседаниях Клуба инвесторов, а также на личных аудиенциях. Особенно часто звучали просьбы проработать избыточные требования, которые «ведут к необоснованному увеличению затрат застройщиков и удорожанию стоимости строительства и тем самым тормозят инвестиционные процессы».
На коллегии глава стройкомплекса Марат Хуснуллин сообщил, что город согласен пересмотреть нормативы по инсоляции жилых помещений и обеспечению строящихся объектов парковками, а также требования к энергоэффективности и энергопотреблению, закладываемые при проектировании, и порядок подключения к инженерным сетям. Как минимум два первых мероприятия напрямую затрагивают интересы большинства горожан.
О чем идет речь? Сейчас требования к освещенности жилых помещений прямыми солнечными лучами регулируются СанПином. Они не такие уж старые: последний вариант был утвержден главным санитарным врачом РФ в 2001 году. Правила предусматривают, что инсоляция должна быть обеспечена в жилых зданиях не менее чем в одной комнате 1–3-комнатных квартир и не менее чем в двух комнатах 4-комнатных и больших квартир в течение 2,5 часа. В крайнем случае (при реконструкции жилой застройки, работах в историческом центре и т.д.) продолжительность инсоляции может быть уменьшена на полчаса. Но не более того. Естественно, столь жесткие ограничения ставят крест на многих проектах — прежде всего в границах старой Москвы, где часто попадаются участки неправильной геометрической формы, зажатые между другими зданиями. «Ослабление норм по инсоляции существенно упросит работу девелоперам», — радуются представители строительных компаний. На коллегии стройкомплекса прозвучало мнение, что городу вообще не нужно регулировать право жителей на солнечный свет. Соответствующую информацию застройщики смогут вносить в проектную декларацию и вывешивать на сайте. При этом квартиры, куда вообще не проникают солнечные лучи, будут стоить дешевле, чем инсолированные помещения, обещают инвесторы. Легко спрогнозировать, к чему приведет такое решение: столичные районы ждет уплотнение, а москвичей — не самые комфортные условия проживания.
Что касается парковок, то здесь ситуация по большому счету аналогичная. Есть нормативы 2005 года, определяющие обеспеченность строящегося объекта машино-местами. Девелоперы жалуются, что для их выполнения порой не хватает земли или уже построенные гаражные объекты (особенно подземные) стоят невостребованные, так как их стоимость зачастую превышает все мыслимые пределы. Инвесторы хотят строить меньше парковок, что полностью соответствует нынешней транспортной политике властей. Если в 2005 году горадминистрация ставила целью по максимуму обеспечить автомобилистов парковками и принимала для этого различные программы, то сейчас задача прямо противоположная — сделать так, чтобы парковок было как можно меньше. По мнению чиновников, это будет стимулировать горожан отказываться от использования личных машин и пересаживаться на общественный транспорт. Как именно изменятся нормативы по парковкам под предлогом кризиса, пока не понятно (сейчас для домов экономкласса должно быть предусмотрено 1 машино-место на 1 квартиру, бизнес-класса — 2 места на квартиру, офисы и деловые центры в пределах Садового кольца обеспечиваются паркингами из расчета 1 машино-место на 70–80 кв. м площади здания). Но последствия предсказать нетрудно. Если новостройки будут проектироваться без наземных и подземных стоянок, жителям придется парковаться на улично-дорожной сети, которая постепенно станет платной во всем городе. Людям это, конечно, не очень удобно. Но вместе со штрафами за неправильную парковку и эвакуацию машин — хороший источник пополнения бюджета.
Наконец, еще одна антикризисная мера связана с отказом от чистовой отделки. От застройщиков, чтобы получить разрешение на ввод дома в эксплуатацию, будут требовать выделить только места общего пользования. Всеми остальными внутренними работами придется заниматься будущим жильцам. (Это послабление не распространяется на муниципальные дома: переселенцы из пятиэтажек и очередники по-прежнему будут въезжать в подготовленное для проживания жилье.) Примечательно, что в кризис 2008 года власти, наоборот, рекомендовали инвесторам сдавать квартиры с отделкой, чтобы за счет готовности жилья повысить его привлекательность в глазах потенциальных покупателей. Тогда главным был слоган: «Бери и живи!».
В рамках антикризисного плана также предусматривается перевод части апартаментов в жилые помещения. «Это непопулярная мера, мы не очень ей рады. Но будем смотреть в каждом конкретном случае», — заявил на коллегии Марат Хуснуллин, уточнив, что некоторые решения уже были проведены через Градостроительно-земельную комиссию. Статус жилья, безусловно, решит ряд проблем, с которыми сталкиваются инвесторы при реализации апартаментов. И, скорее всего, поднимет цены на такие объекты. Правда, следует помнить, что апартаменты строились без соблюдения норм инсоляции, предъявляемых к жилым помещениям (впрочем, они уже не являются догмой), и не были обеспечены необходимой инфраструктурой, прежде всего социальной. Неудивительно, что застройщики, которые понесли дополнительные расходы, позиционируя свои проекты как стандартное жилье, считают «амнистию» апартаментов не до конца справедливой. По их мнению, под нее должны попасть только те объекты, где изначально учитывались потребности будущих жителей.