Депутаты намерены поддержать инициативу трёх десятков единороссов (среди них - глава Комитета по законодательству Павел Крашенинников) и одного члена фракции ЛДПР. Альтернативный законопроект будет отклонен: он предлагал продлить срок действия «дачной амнистии» ещё на три года лишь для недавно присоединившихся субъектов - Крыма и Севастополя.
Закон о «дачной амнистии» заработал в сентябре 2006 года. Его приняли, потому что значительная часть недвижимости (земельные участки, жилые и нежилые помещения на них) не могла быть зарегистрирована из-за отсутствия у владельцев необходимых документов. Вернее, какие-то документы вроде решения профкома или поселкового совета о выделении участка земли под дачу у них были, но бумаги эти не соответствовали требованиям законодательства. «Дачная амнистия» признала любой правоустанавливающий документ на землю, полученный до ноября 2001 года, единственным необходимым для регистрации участка и строения на нём. Не считая кадастрового плана, конечно...
Вплоть до окончания срока действия «амнистии» можно регистрировать право собственности на дома, дачи, гаражи и прочие хозяйственные постройки без разрешения на ввод в эксплуатацию и разрешения на строительство.
Первоначально предполагалось, что «амнистия» завершится в 2010 году, но потом её действие продлили до 1 марта 2015-го. В пояснительной записке к депутатскому законопроекту говорится, что за 9 лет по упрощенной схеме было легализовано около 2,5 млн. объектов индивидуального жилищного строительства, 2 млн. домовладений и более 6 млн. участков для ведения личного подсобного хозяйства, дач, огородов, садов, индивидуального гаражного или жилищного строительства.
Эти цифры, по мнению авторов, «свидетельствуют о востребованности» механизма и требуют продления срока амнистии. Потому что иначе незарегистрированные дома будут считаться «самовольной постройкой», и легализовать их можно будет лишь в судебном порядке, что непросто.
В Комитете по законодательству затруднились сообщить корреспонденту «МК», сколько осталось в России незарегистрированных объектов недвижимости, находящихся в фактическом владении у граждан: «Кто ж их знает - на то они и есть незарегистрированные». Но очевидно, что зарегистрирована за эти годы меньшая часть «неучтёнки».
Глава думского Комитета по собственности Сергей Гаврилов (КПРФ) в разговоре с корреспондентом «МК» объяснил, что процесс идёт медленно, потому что «если вы не регистрируете землю или дом, то не платите налог на землю и недвижимость, поэтому регистрируют недвижимость те, кто хочет передать собственность по наследству или продать, или те, кто хочет избежать рейдерских атак на землю». А земельный налог, исчисляемый теперь от кадастровой стоимости, растёт с каждым годом, напоминает депутат, причём «олигархи-владельцы больших поместий оспаривают кадастровую оценку в судах, выигрывают их, и платят иногда за сотку меньше, чем их бедные соседи, у которых нет сил и денег, чтобы судиться». Для многих неподъемна и цена регистрации. «По разным регионам стоимость колеблется от 30 до 45 тысяч рублей», - говорит г-н Гаврилов. Иногда дело тормозят муниципалитеты, придумывающие всё новые и новые проволочки.
Но продлевать «дачную амнистию» всё равно надо, уверены на Охотном ряду: государство заинтересовано в постановке недвижимости на учёт, потому что это позволит взимать с неё налоги. С другой стороны, по словам г-на Гаврилова, «неправильно, когда одни платят большие налоги, а другие не платят вообще ничего».