Экономить нельзя тратить

Кому выгодно наводить «красоту» в кризис

Слово «кризис», прочно вошедшее в наш обиход, особенно в последнее время, не стало привычным, оно по-прежнему пугает. Это не мифическая «страшилка» с киноэкрана, не катастрофа со страниц фантастического романа. Это наша реальность; это то, что происходит с нами здесь и сейчас.

Кому выгодно наводить «красоту» в кризис

Вряд ли найдется хоть один человек, который сможет уверенно заявить, что не ощутил на себе «неблагоприятных тенденций падения экономики» — цены на все растут, как на дрожжах: дорожают продукты питания (речь не о мраморной говядине, белых трюфелях, а об обыкновенных молоке, масле, хлебе); увеличиваются тарифы ЖКХ, стоимость проезда на общественном транспорте. И все это происходит на фоне приостановки деятельности ряда предприятий, частичного сокращения зарплат работникам и даже увольнений.

Вопрос: «Что делать?» — уже давно перестал быть риторическим. Не проходит и недели, чтобы он не обсуждался в правительстве, на совещаниях у президента, на заседаниях Госдумы, в профильных министерствах и ведомствах всех уровней. В конце января правительством принимается Антикризисный план, предусматривающий сокращение в 2015 году большинства категорий расходов федерального бюджета на 10 процентов, в первую очередь за счет исключения неэффективных затрат и заморозки новых проектов. По сути, государство исходит из принципа: «Бережливость — те же деньги»; а их в условиях кризиса необходимо тратить очень рационально и только на то, что по-настоящему необходимо. Министр экономического развития РФ А. Улюкаев считает, что поддержка малого и среднего бизнеса в текущих условиях должна быть выведена на первый план... Но так все выглядит на общегосударственном уровне…

В столице действуют с бюрократической точки зрения, все формальности соблюдены: и столичную антикризисную программу приняли, и мораторий на повышение арендных ставок на недвижимость ввели, и от «непервоочередных» закупок решили отказаться. Однако Департаментом торговли и услуг г. Москвы осуществляются меры, направленные на сокращение малого бизнеса.

В начале января этого года, когда экономический кризис уже был в полном разгаре, в столице решили снести все ранее установленные (за счет предпринимателей) торговые павильоны (как не отвечающие «эстетическим требованиям») и установить новые. В 2011 г. бизнесмены уже устанавливали за счет собственных средств торговые павильоны утвержденного чиновниками образца. Затраты предпринимателей тогда составили около 500 тысяч рублей за одну «коробку из нержавейки». Но ведь это не проблемы чиновников. Именно «сейчас требуется другой внешний вид, и ситуация совершенно иная», так авторитетно заявил глава Департамента торговли и услуг Алексей Немерюк.

Не поспоришь — ситуация, действительно, иная: с каждым днем растет число закрывающихся предприятий, увеличивается количество безработных, предпринимательская активность падает… В такой ситуации все работающее (начиная от кустарной мастерской и заканчивая заводом) надо сохранять, потому что это не только налогоплательщики и «кормильцы бюджета», но и работодатели, дающие возможность людям получать зарплату и обеспечивать хоть как-то потребности своих семей. А тут без работы и средств к существованию остаются несколько десятков тысяч человек. После потока жалоб и обращений в Минэкономразвития в столице обьявили об отмене сноса существующих павильонов и заявили, что новые ларьки появятся в качестве эксперимента только в ЦАО в дополнение к уже имеющимся, и предоставлять их предпринимателям будут чуть ли не бесплатно. Казалось бы, справедливость восторжествовала — малый бизнес спасен, чиновники на деле реализовали обещанные антикризисные меры… Но это только в буквальном смысле «на поверхности» …

Подземная жизнь столицы, весьма насыщенная и активная, — монопольные владения ГУП «Московский метрополитен», которым ежедневно пользуются около 7 миллионов человек. Не будет преувеличением предположить, что хотя бы раз каждый из нас что-то покупал в многоплановых торговых палатках, расположенных в переходах подземки. И вроде бы всех все устраивало: потребитель «по ходу» удовлетворял свои потребности в каком-то товаре, торгующие в переходах предприниматели исправно работали, платили налоги в бюджет и арендную плату на счет ГУП «Московский метрополитен».

Но и тут какая-то маниакальная забота об имидже и эстетизме подземки перевернула все с ног на голову. ГУП «Московский метрополитен» именно в разгар кризисных явлений решил заняться реконструкцией 96 подземных переходов, щедро выделив на эти цели ни много ни мало 7 миллиардов рублей. Думается, фактические расходы будут гораздо больше. Такие немалые средства предполагается потратить на возведение новых торговых павильонов вместо существующих, облицовку пола и стен новой плиткой и установку плазменных информационных панелей. Видимо, именно так представляют себе «первоочередные потребности» чиновники Департамента транспорта г. Москвы.

А малый столичный бизнес, который старается выживать вопреки всему, снова вынужден идти в бой и отстаивать свое право на существование. Предприниматели предлагали за счет собственных средств провести необходимую реконструкцию и дальше продолжать свой бизнес, по-прежнему исправно платя деньги в столичный бюджет. Но чиновникам такая помощь оказалась не нужна — они готовы, видимо, потратить деньги, не обращая внимания на то, что дефицит бюджета Москвы на 2015 год и так составляет 146,7 млрд рублей.

Казалось бы, набирающий обороты кризис и социальная напряженность должны были бы внести коррективы в планы о сносе работающих торговых точек и «неоправданной» реконструкции, но этого не происходит. В переходах метрополитена, «временно» закрыв рабочие места, начинают «наводить красоту», жизненно необходимую подземке, особенно в период кризиса. И это несмотря на то, что в Минпромторге РФ (M24.ru) сказали, что считают необходимым прекратить все административные меры по сокращению деятельности и закрытию любых торговых объектов, как стационарных, так и нестационарных или рынков. Но, видимо, ГУП «Московский метрополитен» и курирующий его Департамент транспорта г. Москвы — это государство в государстве, которому не писаны федеральные законы и чужды общегосударственные цели по обеспечению экономической стабилизации. Унитарное предприятие, финансируемое за счет средств бюджета города, вероятно, может позволить себе не слишком скрупулезно считать деньги.

Интересно, с чем связан такой подход к «оптимизации бюджетных расходов»? Почему в Департаменте торговли и услуг г. Москвы «вняли голосу разума» и пересмотрели отношение к размещению нестационарных торговых объектов, а в Департаменте транспорта столицы могут не принимать во внимание положения федеральной антикризисной программы, направленной на содействие малого и среднего предпринимательства за счет снижения финансовых и административных издержек; снижение напряженности на рынке труда и поддержку эффективной занятости?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру