Итак, Нилов полагает, что гражданин, зарабатывающий менее 5 миллионов рублей в год, должен платить прежние 13% от зарплаты. Подоходный налог для тех, кто получает более 5 миллионов, возрастает до 18%. Получаешь более 50 млн — заплати 23%, более 500 млн — 28%. Казалось бы, все справедливо.
Однако неплохо бы вспомнить о том, что прогрессивная шкала НДФЛ уже существовала в 90-е годы и привела лишь к тому, что зарплату выдавали в конвертах, не платя с нее в государственную казну вообще ничего. И дело тут не столько в жадности высокооплачиваемых специалистов, сколько в технических деталях.
Я сам как наемный работник испытал на себе прогрессивную шкалу со всеми ее сюрпризами. Лично мой подоходный налог в тот период менялся трижды за год. В первые месяцы года он составлял 12%, в середине года 20%, в последние месяцы — 35%. Для бухгалтерии, да и налоговых органов это было большой морокой.
Прогрессивная шкала приводила и к таким парадоксам, что зарабатывать $500 грязными было выгоднее, чем $700. То есть с первой суммы работник получал на руки больше, чем со второй. И уж совсем страшное дело происходило, если имеешь приработок на стороне. Ну, например, заключил я контракт с учебным заведением на то, чтобы прочитать десяток лекций, и получаю за это легальный платеж через банк. Сейчас из него 13% НДФЛ вычитается автоматически. В те же годы налоговые службы были обязаны сопоставить данные об этом доходе с доходами по основному месту работы и вычислить: сколько же с меня за эти лекции брать: 35% или втрое меньше? И каким способом получить из меня дополнительный вычет? А эта ерунда, между прочим, занимала несколько рабочих дней у нескольких сотрудников фискальных органов, что бюджету обходилось, пожалуй, дороже, чем дополнительно полученные деньги.
В итоге все устаканилось, когда возник рынок серого нала. Если сотрудник заслуживал оклада в $700, то $500 ему давали легально, а остальное — в конверте. И с этого остального вообще никаких налогов не платилось. Если человек договаривался о подработке — он получал всю сумму в конверте, и государство опять же не получало от этого ни копейки. И налоговые органы об этом прекрасно знали, но были вынуждены мириться, потому что отследить и проверить все обилие перескоков с процента на процент все равно были бы не в состоянии.
Упразднение этой схемы и введение общего для всех размера подоходного налога называют одним из главных завоеваний Путина. Неразбериха в бухгалтериях прекратилась, нагрузка на фискальные органы снизилась, а наполнение бюджета резко возросло потому, что деньги перестали прятать по конвертам. Их, кстати, прятать стало невыгодно благодаря другой новации президента Путина, которая, к сожалению, затем была отменена. Речь о регрессивном налоге с фонда заработной платы (аналоге сегодняшних страховых платежей). В начале нулевых чем больше работодатель тратил на зарплаты, тем меньший процент вычитался из этой суммы.
Вернемся в наши дни. На первый взгляд, предложения Нилова большинства россиян не коснутся. У нас не так много граждан получают более 5 миллионов рублей в год. Однако топ-менеджеры все-таки водятся. И вот я убежден, что если такой сотрудник получает 6 млн, то «лишний» миллион бухгалтерия просто спрячет в конверте, как это делалось в 90-е. И вместо того, чтобы получить дополнительный доход, государство просто потеряет те 130 тысяч, которые автоматически получило бы при действующей шкале. С каждого «лишнего» миллиона будут теряться те 130 тысяч, которые могли бы пойти на зарплаты, пенсии, больницы и школы. А это касается уже каждого.