Сергей Нарышкин поставил коллегам по Открытой трибуне относительно простую задачу: как минусы от западных санкций и падения цен на нефть обратить себе в плюс. «Россия не мыслит себя в отрыве от глобальной мировой экономики и не собирается сама себя изолировать и не позволит это сделать никому другому, как бы кто ни пыжился в своих высказываниях и в своих действиях», — отметил спикер нижней палаты Федерального собрания.
Такие громкие высказывания несвойственны Нарышкину. Видимо, нынешняя ситуация в геополитике и внутренней экономике вынудили его найти самые доступные слова, чтобы мотивировать на нужный лад приглашенных экспертов. «Безусловно, цена на нефть всегда была, да и пока еще остается особым фактором развития нашей экономики. Однако даже в самых сложных ситуациях результат определяется не внешними, вновь открывшимися обстоятельствами, а реакцией на эти обстоятельства», — считает политик.
Обстоятельства самые негативные — цены на нефть и курс рубля упали за прошлый год более чем вдвое. Впрочем, как говорит Нарышкин, даже при таком развитии событий ряд отраслей получили конкурентные преимущества, в том числе и ТЭК. Так, экспортеры энергоресурсов в связи с ростом курса доллара, с одной стороны, смогли сэкономить на вывозных пошлинах, с другой — повысили свои доходы от конвертации валюты в рубли. К тому же цены на бензин в нашей стране растут день ото дня.
Что же ответили эксперты? У них нашелся расширенный список предложений, правда, зачастую противоречащих друг другу. Так, директор Института экономики РАН Руслан Гринберг уверен, что необходимо снижать налоговую нагрузку на перерабатывающие отрасли. По его оценке, она в полтора раза выше, нежели у добывающего сегмента. Это неудивительно, так как при каждом перерабатывающем цикле выплачивается свой НДС.
Зампредседателя «Внешэкономбанка», бывший главный прогнозист Минэкономразвития Андрей Клепач, напротив, считает, что нужно снизить фискальные сборы именно с добычи. Однако распространить льготы не на всех, а только на месторождения с трудно извлекаемыми запасами. Такие преференции уже показали пользу в Восточной Сибири. Теперь, по мнению Клепача, их необходимо распространить и на давно освоенные ресурсные базы в Западной Сибири и на Поволжье. А вот разрабатывать месторождения на арктическом шельфе пока не стоит — слишком дорого и есть дефицит необходимого оборудования.
«Не унизительно зависеть от нефти», — уверен Клепач. Главное, как использовать это преимущество для диверсификации экономики.
До сих пор у России это не получалось. Даже в «тучные» годы нашим компаниям «длинных» и дешевых кредитов не хватало, приходилось кланяться западным банкам. Теперь мы отключены от любого финансирования в Европе и США.
В таких условиях правительству и ЦБ необходимо не только сохранить деньги, заработанные добывающим сектором, но и обеспечить дешевыми кредитами обрабатывающую промышленность, ориентированную на внутренний спрос. Как предсказал Клепач, цены все-таки дорастут до $60-70 за баррель.
Только для этого нужны еще большие революционные методы. Если последние двенадцать лет доля государства в экономике росла бешеными темпами — если в 2003 году она составляла, по оценкам ОЭСР, всего 20%, то сейчас доходит до 70%. Поэтому, считает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, в ближайшее время государству нужно избавиться от акций несырьевых компаний — частный бизнес справится с этим гораздо лучше. О том же говорилось в майских указах 2012 года Владимира Путина. От «нефтяной иглы» полностью избавиться, таким образом, не получится, но «вколоть» ее в инновационные отрасли вполне по силам.
Посыл Сергея Нарышкина правительству в итоге сформулировал директор Института общественного проектирования Валерий Фадеев. Его предложения оказались довольно радикальными: России нужно формировать бюджет на основе цен на нефть за последние 5–7 лет (если будут излишки, то направлять их в новый фонд — Компенсационный); отказаться от псевдоструктурных реформ в виде закрытия «излишних» больниц, школ и повышения пенсионного возраста (лучше строить новые предприятия в обрабатывающих отраслях); резко снизить ключевую ставку ЦБ и обязать мегарегулятор напрямую отвечать за экономический рост. Наконец, вдвое снизить социальные платежи.