Если кратко подвести итоги последних шести месяцев, то на поверку окажутся две новости: хорошая и плохая. С одной стороны, дефицита из-за запрета ввоза некоторых продуктов из стран ЕС, Норвегии, США и т. д. удалось избежать. Потребитель фактически не заметил изменения ассортимента на полках магазинов, хотя доля российских товаров увеличилась на 10%, достигнув 60–70%.
С другой стороны, произошел колоссальный рост цен. Например, на некоторые виды рыбной продукции — до 100%. При этом главной причиной продовольственной инфляции является не эмбарго, а девальвация национальной валюты и рост цен на сырье на отечественном и мировом рынках. «Импортная продукция, попавшая под эмбарго, составляет 46%, — заявил исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков. — Заместить большую часть импорта удалось в течение двух месяцев из Южной Америки и Азии. Но, естественно, такие виды, как треска, селедка, лососевые, из-за девальвации рубля и удлинения логистического плеча подорожали в два раза. Утешением могут служить икра, хамса, речная и озерная рыба. Цены на них изменились незначительно. Об импортозамещении в нашей отрасли, на что надеялось правительство, говорить не приходится. Наоборот, в Мурманске и Калининграде из-за нехватки сырья закрылось несколько крупных предприятий по переработке. В целом компаниям не хватает оборотных средств, не говоря уж об инвестициях».
Впрочем, председатель правления ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Максим Протасов вспомнил один удачный пример. Так, осенью прошлого года производство овощных консервов в России выросло на 18%. Связанно это с запретом Роспотребнадзора ввоза плодоовощных консервов из Украины и Молдавии. Раньше наши производители проигрывали по ценам, а теперь и конкурентов нет, так еще и рыночная ниша освободилась.
Парадоксальная ситуация сложилась с подсолнечным маслом, которое на 90% производится в России из отечественного сырья. Доля импорта этой продукции на рынке минимальна, а стоимость все равно выросла на 30%. «А что вы хотите? — оправдывается заместитель председателя совета Ассоциации производителей и потребителей масложировой продукции Владислав Романцев. — Россия — участник глобального рынка, и, если мировые цены на подсолнечник растут, то же самое происходит у нас в стране. За полгода килограмм семечек подорожал с 11 до 25 рублей. Теперь фермеру в Краснодарском крае выгоднее продать сырье в Турцию за валюту, чем российскому производителю».
Из позитива можно выделить ситуацию с мясом птицы. Россия производит ежегодно 4,15 млн тонн курятины, входя в четверку крупнейших стран-производителей. Несмотря на кризис, в 2015 году ожидается рост объемов производства на 4%. Не случайно стоимость курятины увеличилась в последнее время не так сильно. Однако, по данным национальной мясной ассоциации, из-за повышения стоимости зерна и комбикормов к марту она подорожает на 30%. К тому же импорт свежего и замороженного мяса в прошлом году сократился в денежном выражении на 15% — до $4,3 млрд. В этом году тенденция продолжится.
Сыграло свою роль и то, что в середине декабря 2014 года было подписано новое межотраслевое соглашение, которое изменило порядок работы сетевого ритейла с поставщиками. Если раньше согласно договорам поставщикам нельзя было менять цену за поставляемую продукцию в течение 45 дней (в противном случае им грозил штраф в 50–100% от стоимости товара. — «МК»), то теперь этот срок сокращен до двух недель, а размер штрафа уменьшился до 15%. «Если поставщик повышает цены, сети проверяют обоснованность такого решения, — утверждает председатель правления ассоциации компаний розничной торговли Илья Якубсон. — В абсолютном большинстве случаев это обосновано».