Говорят, что француженки, которые считаются законодательницами моды, обновляют свой гардероб в среднем раз в 6 месяцев. Но россиянки, по статистике, делают это не реже, а даже чаще. Однако, если раньше разнообразить содержимое платяного шкафа можно было за счет новых коллекций, как известных марок, так и товаров эконом-класса, то теперь такой возможности уже не будет.
Производители модной одежды утрачивают интерес к российскому рынку. Кризис сделал свое дело — постоянно сокращается спрос из-за снижения доходов населения. Экспортеры это понимают. Они не только не верят в расширение российского рынка одежды, но и впервые за последние двадцать лет потребовали стопроцентной предоплаты своих поставок. Кстати, доверие к российским ритейлерам утратили даже китайские поставщики, которые еще десять лет назад готовы были давать товар в долг на доверительной основе.
Стопроцентная предоплата грозит привести российские торговые сети к разорению. Каждый день в России закрываются по несколько десятков магазинов одежды. Но если зимой еще есть новинки, в которых можно ходить, то уже к весне россиянам придеться щеголять в прошлогодних нарядах. «Магазины дорогой одежды и обуви на летний сезон закупили только 15% от стандартного ассортимента. Магазины будут реально пустыми», — рассказывает представитель одной из российских торговых сетей.
Другими словами, летом мы может столкнуться с дефицитом одежды, как в СССР. Впрочем, как отмечают эксперты «МК», положение не столь критично — такие жесткие условия в настоящее время не выгодны ни одной из сторон.
«Скорее всего, удастся избежать полной предоплаты и продолжить работу по прежним схемам, потому что для поставщиков российский рынок остается лакомым куском, и портить отношения с отечественными компаниями до такой степени никто не заинтересован», — комментирует «МК» директор по развитию консалтинговой компании QB Finance Маргарита Горшенева.
Конечно, есть проблемы из-за девальвации рубля, но от них пострадают в большей степени мелкие и средние торговцы, как это обычно бывает по время кризиса. «У крупных ритейлеров больше внутренних ресурсов, чтобы работать со сниженной маржой, но остаться на плаву, тогда как у более мелких компаний запас прочности не настолько высок. Можно прогнозировать, что выживут далеко не все, этот рынок сократится, и стоит ожидать поглощения мелких компаний более крупными», — продолжает Горшенева.
С ней согласна и финансовый аналитик Lionstone Investment Services Яна Трубникова.
«Вероятность того, что в России пропадет абсолютно вся европейская и китайская продукция крайне мала. Российский рынок — это огромная торговая площадка для зарубежных стран, вряд ли уже существующие партнеры захотят от нее отказаться. Однако ненадежные поставщики вполне могут исчезнуть с рынка вместе с теми компаниями, которые не в состоянии будут справиться с текущей ситуацией», — уверена Трубникова.
В любом случае, от той или иной ситуации больше всех пострадает рядовой покупатель. «В стоимость будут заложены издержки и риски поставщика. Со временем данную нишу рынка могут занять другие, более сговорчивые западные поставщики, которые пойдут на уступки российским компаниям», — считает эксперт.
Вот только сколько ждать до нового этапа развития конкурентоспособности на российском текстильном рынке — не отражено даже в антикризисном плане правительства. Поэтому для обновления своих гардеробов отечественным модницам придется запастись либо терпением, либо копить деньги.
Читайте материал: «Утешением может служить хамса». Хорошая и плохая новости о продуктах