Фонд национального благосостояния (ФНБ) создавался как раз для таких ситуаций, в какой оказалась российская экономика. Международные санкции против России, введенные летом 2014 года, ограничили доступ отечественных компаний на мировые рынки капитала. Чтобы компенсировать эту потерю, многие поспешили обратиться за помощью из ФНБ. В частности, Роснефть попросила правительство выдать из фонда в качестве кредита 1,5 трлн руб, что на тот момент составляло почти половину его запасов. Это вызвало бурную критику экспертов и других участников рынка.
Во вторник глава Роснефти Игорь Сечин в Ново-Огарево отсутствовал. Как пояснил журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, на совещание позвали только тех, кто уже получил средства ФНБ. А всем претендентам придется дожидаться итоговых решений.
В частности, за столом рядом с министрами оказались директор Росатома Сергей Кириенко (ранее государство разрешило корпорации использовать до 10% средств ФНБ на строительство АЭС за границей), председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев (на депозитах банка размещены 195 млрд руб и $ 6,25 млрд из ФНБ) и гендиректор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев (фонд тоже может задействовать 10% средств ФНБ на свои проекты). Почему не позвали главу ВТБ Андрея Костина - не понятно, поскольку банк еще в конце прошлого года получил 100 млрд руб на финансирование инфраструктурных проектов. Второй транш - в объеме 250 млрд - должен поступить в первом квартале 2015 года.
Владимир Путин объявил, что по состоянию на 1 января в Фонде национального благосостояния находятся 4 триллиона 388 миллиардов рублей. Часть этих ресурсов размещена в различных финансовых инструментах, в том числе в долговых обязательствах Украины - 169 млрд.руб, или $3 млрд. "Срок погашения наступает в декабре текущего года", - напомнил ВВП.
О намерении России досрочно затребовать эти деньги (ранее о такой возможности заявлял Дмитрий Медведев) глава государства ничего не сказал. Министр экономики Алексей Улюкаев сообщил журналистам, что этот вопрос на совещании не поднимался. Участники сосредоточились на тех проектах, чье финансирование за счет средств ФНБ ранее уже было одобрено правительством. "В современных условиях далеко не все частные соинвесторы будут в состоянии реализовать, обеспечить исполнение всех планов, поэтому нам нужно внимательно посмотреть, что в этих условиях должно и может сделать государство", - предупредил президент.
Всего, по словам Улюкаева, предварительное обсуждение прошли 7 крупных инвестпроектов. Из них на совещании у Владимира Путина были подтверждены четыре - реконструкция БАМа и Транссиба, на которую из ФНБ до 2018 года планируется выделить 150 млрд руб, создание предприятия по производству сжиженного газа Ямал-СПГ (также 150 млрд), строительство Росатомом АЭС в Финляндии (150 млрд руб) и строительство двух первоочередных участков ЦКАД (75 млрд руб вместо ранее обещанных 150 млрд).
Таким образом общий объем средств, которые будут взяты из ФНБ, составляет 525 млрд руб. Улюкаев пояснил, что в названная сумма не включает 100 млрд.руб, уже лежащих на счетах ВТБ. Эти средства, по его словам, решено направить на поддержку РЖД (железнодорожная монополия купит на них подвижной состав и вложит в реконструкцию путей) и двух небольших проектов Фонда прямых инвестиций (ликвидация цифрового неравенства и развитие сетей). "На антикризисные мероприятия и социальные обязательства средства ФНБ расходовать не предполагается, - подчеркнул Улюкаев, - все они выдаются в кредит и должны быть возвращены с доходностью инфляция плюс 1%".
Что касается Роснефти, то заявка, поданная Сечиным, по-прежнему находится на рассмотрении. У Путина ее перспективы, по словам главы МИнэкономразвития, не обсуждались. Также в очереди за средствами ФНБ стоят проекты развития Московского авиаузла и Ангаро-Енисейского производственного кластера. Всего, согласно Бюджетному кодексу, в инфраструктуру на возвратной основе может быть вложено до 60% национальных резервов.