Туристические путевки за границу в настоящее время подорожали на 45-50%, чем год назад. Об этом свидетельствуют данные Ассоциации туроператоров России (АТОР). По словам исполнительного директора АТОР Майи Ломидзе, цена летнего тура на неделю в Египет теперь составляет около 30 тысяч рублей. Ранее такая путевка обошлась бы россиянину в 13-15 тысяч рублей.
Станет менее доступной и двухнедельная летняя поездка в Грецию, которая сейчас стоит около 35 тысяч рублей. Впрочем, и это не предел. По словам Ломидзе, к началу июня цены, возможно, увеличатся еще на треть. Причина подорожания — снижение курса рубля. За год национальная валюта подешевела по отношению к доллару на 85%, к евро — на 60%.
В такой ситуации самое время сделать ставку на внутренний туризм. Тем более, что наши соотечественники уже начали отдавать ему предпочтение. Так, россияне путешествовали в новогодние каникулы по родной стране. Внутренний туристический поток увеличился в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом. Топовыми направлениями, которые выбирали туристы со всей России, стали экскурсионные — Москва, Санкт-Петербург, Великий Устюг, Золотое кольцо, Казань и горнолыжные курорты, популярность которых растет. Причем туристы тратили на проживание в российских гостиницах в среднем по 3,4 тысячи рублей в сутки за стандартный номер.
Впрочем, надолго россиян может и не хватить. Дело в том, что помимо заграничных путевок подросли в цене и на отечественные. Их стоимость уже сейчас увеличилась на 15%. Как поясняют эксперты, это результат возросшего на них спроса.
Между тем, качество предоставляемых услуг отличается. «МК» спросил у экспертов, что необходимо предпринять, чтобы внутренний туризм в России начал набирать обороты.
ЭКСПЕРТЫ «МК»:
Владимир Каганер, генеральный директор « Тез Тур»:
«Можно говорить о том, что рынок туристических услуг близок к так называемому рынку совершенной конкуренции – на нем присутствует большое количество покупателей и продавцов, более-менее стандартизированный товар, идет конкуренция по качеству и цене. Поэтому, с точки зрения экономиста, этот рынок способен выработать внутри себя механизмы, регулирующие отношения покупателя и продавца, сам, а неэффективности, которые на нем возникают, носят временный характер. Административное регулирование отрасли приведет, таким образом, только к подорожанию услуг и укрупнению игроков, превращению этого рынка в олигополию. Самое главное, что такое регулирование не защитит потребителя, потому что финансовые гарантии на практике не работают.
Внутренний туризм – это не что-то, что можно развить директивно. Он появляется сам, когда для туристов появляется удобная инфраструктура, и, самое главное – интересные и комфортные для посещения места. Нужно вкладывать деньги в строительство дорог, гостиниц, превращать региональные города-центры в удобные для проживания места. При должной концентрации усилий это займет 5-6 лет, правда, сейчас макроэкономическая ситуация не благоприятствует подобным начинаниям. Внутренний туризм должен отвечать тому сервису и тому уровню, к которому уже привыкли россияне, которые побывали за границей».