«Для многих нынешняя ситуация не видится как шок, но это неправильное понимание, — сообщил на деловом завтраке в Давосе, Игорь Шувалов. — Беда в том, что модернизационная повестка, которая появилась благодаря кризису 2008–2009 годов, была быстро размыта с возрастанием цены на нефть. Сейчас по глубине и по сложности мы входим в более затяжной и сложный кризис. Многим выгодно представить, что все, что происходит, — это из-за кризиса на Украине и санкций. Но я скажу, что если бы даже этого кризиса не было, а мы вошли бы в фазу цены на нефть $47 за баррель, ситуация была бы значительно жестче... Необходимо готовиться к тому, что люди будут выходить на рынок как безработные, и их нужно адаптировать к новым условиям».
Игорь Шувалов рассказал, что сформирована антикризисная комиссия, которая будет заседать не реже одного раза в десять дней. В нее вошли помощник президента Андрей Белоусов, вице-премьер Аркадий Дворкович, глава Банка России Эльвира Набиуллина, глава Минпромторга Денис Мантуров, министр финансов Антон Силуанов, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, министр труда Максим Топилин и глава «Сбербанка» Герман Греф. Кроме того, Шувалов намерен советоваться с бывшим министром финансов Алексеем Кудриным.
«С Алексеем мы просто старые товарищи, и в любом случае любые аспекты нашей экономической политики мы обсуждаем», — отметил первый вице-премьер. До 16 февраля аналогичные комиссии должны быть сформированы во всех регионах. В их задачи входят мониторинг цен, рынка труда, работы системообразующих предприятий и т.д.
При этом Шувалов уверен, что быстро урегулировать кризис не удастся и нужно готовиться к худшим сценариям. Но, как уверен первый вице-премьер, «инвесторы все равно будут смотреть на реальные выгоды, у нас есть опыт, как при санкциях развивалась ЮАР, в сложных условиях развивалась Чили». Иными словами, он полагает, что создать современную экономическую систему при политических сложностях вполне вероятно.
Однако опрошенные «МК» эксперты не понимают, на что опирается Шувалов в своих заявлениях о возможности успешного преодоления Россией западных санкций. «Я не обольщаюсь тем, что правительство занялось самокритикой, — говорит директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. — Ведь еще совсем недавно сентенции были другие, типа: санкции нас не сломят, а сделают еще сильнее. Однако ситуация быстро меняется в худшую сторону. Вот-вот будут опубликованы официальные данные Росстата за декабрь, и мы увидим глубину падения промпроизводства, рост уровня безработицы. Делать хорошую мину при плохой игре уже невозможно. Видимо, западные предприниматели и эксперты своими вопросами вынудили чиновника признать очевидное. Непонятно, почему он вспомнил про ЮАР и Чили, чья экономика не похожа на российскую. Это некорректно».
Игорь Николаев полагает, что правительство не станет снижать налоговое бремя на предпринимателей, пересматривать приоритеты федерального бюджета, сокращать расходы на оборонку, которые в этом году увеличены на тридцать с лишним процентов.
«Шувалов в Давосе сработал по старому восточному правилу — «когда ты сильный, притворяйся слабым, когда слабый — притворяйся сильным», — считает руководитель аналитического отдела QB Finance Дмитрий Кипа.
О чем говорил Игорь Шувалов:
• «Вы думаете, что ни Кудрин, ни я, ни Греф не хотим, чтобы у нас была демократия западного типа? Конечно, хотим, но на это надо потратить десятилетия тяжелой работы».
• «Представьте, что вы сидите в Кремле и нужно что-то сказать, объединяющее людей в Калининграде и Петропавловске-Камчатском. Вот в этом контексте президент Путин должен думать о свободе. И он думает. Императрица Екатерины II считалась носителем либеральной идеологии, но свободы не было, потому что она могла принести несчастье стране. Но когда ты несешь свободу, ты не должен нести несчастье».
• «Если русский ощущает любое давление извне, он никогда не отдаст своего лидера. Несмотря на любые лишения. Если кому-то извне хочется поменять нашего лидера, это не наша воля, мы будем едины как никогда. Чем больше будут санкции, тем хуже будет экономике, но в политической сфере у Путина будет очень большая поддержка».