Назначение Дмитрия Тулина анонсировала Ксения Юдаева в рамках Гайдаровского экономического форума. Сделала она это максимально аккуратно, заявив, что коллеге отойдут вопросы денежно-кредитной политики и рефинансирования, а сама она займется макроэкономикой и стратегией. Кадровая ротация должна усилить аналитическую, исследовательскую и статистическую работу мегарегулятора.
Представители отечественного финансового рынка с воодушевлением восприняли назначение Тулина первым зампредом ЦБ, правда, разделились во мнениях, зачем же это было действительно нужно.
В его авторитете никто не сомневается. Как заявил «МК» главный экономист Института фондового рынка и управления Михаил Беляев, который работал с Тулиным в Банке России, это один из самых адекватных и знающих свое дело людей. «Он окончил Московский финансовый университет. Начинал карьеру в главном валютном экономическом управлении Госбанка СССР, где разрабатывал стратегию валютной политики. Занимал должность заместителя председателя Банка России и занимался системой страхования вкладов. На мой взгляд, его возвращение в ЦБ — знак того, что мегарегулятор начнет менять свой курс», — отмечает Беляев.
Работая в ЦБ, Тулин уже имел дело и с курсом рубля, и с зарвавшимися банками. Поддержкой национальной валюты он занимался еще в первой половине 1990-х годов, был назначен исполнительным директором Международного валютного фонда от России в Вашингтоне. Вообще, востребованность Тулина на банковском рынке всегда была очень высока. Он успел проработать на руководящих должностях во Внешторгбанке, консультативном Совете по банковской деятельности при российском правительстве, Международном московском банке и Сбербанке.
В середине 2000-х годов его вернули в ЦБ на надзорный контроль над банками. В частности, он участвовал в отборе банков в систему страхования вкладов. В этой должности он также зарекомендовал себя с положительной стороны. По словам Германа Грефа, «его личные качества — исключительная порядочность и честность».
Как заявил «МК» финансовый омбудсмен Павел Медведев, «с Дмитрием мы разрабатывали федеральный закон «О Центральном банке» и закон «О банках и банковской деятельности». Тогда он был лучшим специалистом, и остается им до сих пор».
При этом по отношению к банкам позиция Тулина всегда была предельно строга. Например, именно он указал бывшему главе ЦБ Сергею Игнатьеву на скандально известный банк «Глобэкс», который, по словам Тулина, стал «изгоем» на российском банковском рынке из-за «нарисованного» капитала. По его расчетам, еще в середине 2000-х годов дефицит ликвидности этого учреждения достиг «угрожающей» отметки в 13 млрд рублей. В результате, осенью 2008 года «Глобэкс» рухнул и на его санацию государство потратило 80 млрд рублей.
Затем в 2006 году Тулин перешел на работу в российское подразделение аудиторской компании Deloitte, где до 2012 года являлся партнером.
Что же будет делать Тулин в ЦБ сейчас? По мнению старшего экономиста инвестбанка «Открытие Капитал» Дарьи Исаковой, Тулин должен продемонстрировать заинтересованность правительства в восстановлении доверия россиян к ЦБ. С ней согласен и заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин. Дмитрий Тулин будет ответственным за курс рубля. По сути — это «команда спасения» национальной валюты.
Впрочем, есть и другие мнения. «Не думаю, что с приходом Тулина в ЦБ мегарегулятор начнет менять денежно-кредитную политику. Сейчас есть только одна претензия — ЦБ недостаточно объясняет свои действия. Население, которое не обладает экономическим образованием, не понимает решения ЦБ. Думаю, что глава Банка России Эльвира Набиуллина ждет от Тулина доступного и понятного объяснения гражданам относительно того, что происходит в финансовой сфере», — полагает Павел Медведев.
По мнению экспертов, позиция Тулина будет представлена 30 января, когда должно состояться заседание совета директоров ЦБ.