Формальным основанием для досрочного истребования заемных средств является превышение госдолга Украины отметки в 60% от ВВП. Это условие было включено в проект эмиссии гособлигаций в конце 2013 года, когда свой пакет бумаг приобретала Россия. Последующий год был для Украины непростым, но глава российского Минфина Антон Силуанов, казалось, ситуацией вокруг облигаций был доволен. «Украинское правительство исправно платит, они своевременно и в полном объеме, в соответствии с графиком заплатили доход по второму купону в размере 75,5 млн. долларов», - высказался он две недели назад, 26 декабря.
Правда, чуть ранее – в сентябре 2014 года – Силуанов не исключил, что «по расчетам, с учетом девальвации гривны, уровень 60% размера долга к ВВП будет пройден». А вот, что делать в таком случае, глава Минфина пока не знает. «Это будет политическое решение, - сказал он осенью. – Решение Российской Федерации. Мы посмотрим и определимся, как действовать дальше».
Но похоже, что 60-процентный рубеж госдолга – лишь повод и предмет для большого торга. «В данном случае это не просто долг, - пояснил «МК» политолог, замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. – Украина выпустила еврооблигации, а Россия купила их на сумму 3 млрд. долларов. Эти бумаги предполагают возможность возвращения в любой момент». По словам эксперта, держатель таких бумаг может в любое время попытаться вернуть пакет эмиссионеру, а если тот откажется или не сможет его выкупить назад, то и вовсе продать на свободном рынке.
«Это что-то вроде чека на предъявителя, - сказал Жарихин «МК». – Другое дело, что на свободном рынке Россиия не получит всех денег по обязательству – в лучшем случае выручит 60-70% от номинала. И требовать с Украины долг будет уже другой покупатель. Политический момент уйдет».
А политический аспект играет в ситуации с займом не последнюю роль. В последние месяцы вокруг Украины и финансовой помощи ей идет большой торг с участием МВФ, Росии и европейских стран.
Даже в самой Украине к концу 2014 года не было согласия относительно экономического будущего страны. «Государство, по большому счету, банкрот, - заявил 10 декабря Министр экономического развития и торговли Украины Айварас Абромавичус. – Поэтому ожидать, что мы создадим реальные, а не декларативные программы стимулирования [бизнеса], просто нереально».
С коллегой явно не согласна Министр финансов Украины Наталия Яресько. «Мы переживаем серьезный финансовый кризис, страна находится в трудных условиях, - написала она 9 января на своей страничке в социальной сети. – Но Украина – не банкрот».
По подсчетам Яресько, чтобы удержаться на плаву, стране в 2015 году потребуется еще как минимум 15 млрд. долларов заемных средств. Такой же оценки придерживается и Международный валютный фонд (МВФ). По мнению еврочиновников, если Украина не получит этих денег, уже в текущем году будет вынуждена резко сокращать бюджет и объявить дефолт по своим обязательствам.
«Фонд один не пойдет на выделение всех 15 млрд. – совет директоров вряд ли пропустит выделение такой крупной суммы, - приводят СМИ слова источника, близкого к переговорному процессу Киева и МВФ. – Максимум, сколько фонд может выделить – 7-8 млрд. долларов».
По словам источника, которые в конце декабря 2014 года приводило РИА «Новости», из 6,5 млрд. долларов, которые Украина должна выплатить заемщикам в 2015 году, лишь 1,5 млрд. – долг перед МВФ. Остальное – долг перед Россией. Получается, что в случае привлечения европейских денег, львая доля из низ тут же уйдет в Россию, что Европу не устраивает.
По этой причине еврочиновники даже намеревались попросить РФ отложить срок погашения пресловутых гособлигаций на 3 млрд. долларов. На что российская сторона, получается, пойти не готова.
"Взаимоотношения сторон в этом переговорном процессе приняли пакетный характер, - говорит Владимир Жарихин. – И в значительной степени дальнейшие события будут зависит от ситуации на востоке Украины. Но не зная всего пакета, в который в том числе завязаны евробонды, его экономических и политических аспектов, – можно сколько угодно гадать, к чему придут стороны».