- По данным ВЦИОМ, индекс потребительского доверия невысок, но СМИ пишут о массовом спросе на технику и другие товары. С чем это связано?
- Такой ажиотажный спрос в основном в крупных центрах. У нас еще есть деревня, малые города. Мы делаем опросы по всей стране, поэтому ажиотажные явления в Москве, в Самаре, в Питере несколько размазываются. Второй фактор: ажиотажный спрос — это явление временное, пока цены в магазинах не поднялись и дешевые товары не закончились. В настоящий момент это в большинстве случаев уже произошло. В автосалон, например, придите и вам скажут: «Машины уже не продаем, ждем новую поставку, которая будет по новым ценам». Набеги на магазины — это конечное явление.
- В кризис 1998 года сметали крупы и консервы, сегодня — автомашины. Можно ли по изменению потребительского поведения понять, лучше мы жили последние годы, чем раньше, или нет?
- После кризиса 1998 года у нас было 15 лет экономического подъема, из которых только в 2009 был спад. Реальные доходы населения и его благосостояние очень здорово выросли, поэтому, конечно же, тогда покупали консервы, а сейчас покупают ЖК-дисплеи, телевизоры, холодильники.
- На чем по опыту прошлых лет экономят россияне? Можно ли делать прогнозы?
- Это зависит от уровня жизни. Есть те, кто экономит на яхтах, а есть те, кто экономит на гречке. Бедных у нас, по последним данным, 16-16,5 миллионов, они будут экономить на еде. Те, кто побогаче будут экономить на одежде, кто еще богаче — на бытовой технике, те, кто еще побогаче, будут экономить на машинах и квартирах. Развлечения попадут у большинства в категорию необязательных трат. Но Нового года это не коснется. Это главный семейный праздник и тут уже никак не получится сэкономить.
- В этот раз у нас есть и новые статьи расходов, которых не было в 2008 году: продленка, для многих часть услуг по образованию и медицине, возросшие в цене услуги ЖКХ, капремонт... Будет ли из-за этого экономия более жесткой?
- На всем, что вы перечислили, экономить невозможно. Разве что идти протестовать, жалобы писать, но это делает меньшинство. Экономить будут в других отраслях — большой привет кинопрокату, отрасли поп-корна и кока-колы. Очевидно, что ходить в кино будут меньше. Туристическая отрасль уже пожинает плоды. Люди если уж и будут куда-то ездить, то в обход турфирм, «дикарем» - спасибо Интернету, что это доступно.