Первым узнала о настроении бизнеса узнала глава ЦБ Эльвира Набиуллина на встрече с предпринимателями. От последних последовало много интересных предложений.
Во-первых, цены на импортные товары растут не по дням, а по часам. Поэтому бизнесу, который производит отечественные аналоги или пользуется зарубежными комплектующими или услугами, приходится останавливать свое производство и ждать стабилизации курса рубля, чтобы назначать новые рыночные цены.
Во-вторых, ЦБ, подняв ключевую ставку до 17%, фактически отрезал предпринимателей от кредитов. Новые кредиты банки дают по ставкам до 30%. Дешевых займов на Западе в связи с экономическими санкциями уже не получишь, поэтому на российский бизнес фактически накинули инвестиционную удавку.
В-третьих, ЦБ поднял ключевую ставку до 17%, но сохранил ставку рефинансирования на уровне 8,5%. При расчете налогов будет учитываться последний показатель, а разницу бизнесменам придется возмещать из прибыли. Другими словами, даже при кредите в 25%, с учетом налогов придется платить как минимум 30%. По сравнению с прошлым годом, произошло трехкратное ужесточение российского корпоративного сектора.
Последнее — многие государственные банки уже начали пересматривать ставки по действующим кредитам и грозят поднять в 2-3 раза (по закону, кредитные организации имеют на это право по кредитам юридических лиц).
В результате, российский бизнес ждут самые печальные последствия. Рентабельность производства будет отрицательной, а издержки на импортные товары в условиях запредельных процентных ставок приведут к тому, что кредиты брать будет не выгодно и спрос на них упадет.
Более того, компании не смогут отчитываться по уже существующим обязательствам — не смогут платить проценты по облигациям и другим заемным бумагам. Это грозит привести к массовым корпоративным дефолтам, реакция на которые отразится и на потребительском секторе.
Что же президенту предложат предприниматели. По информации «МК», главная инициатива бизнеса будет заключаться в следующем — в кризисный период нужно все инструменты ЦБ и правительства направить в реальный сектор. То есть уравнять ключевую ставку со ставкой рефинансирования, чтобы минимизировать налоговые последствия для бизнеса, прекратить волну пересмотра коммерческих кредитов, разработать антикризисные инструкции ЦБ, а новые кредиты выдавать по ставке не больше, чем 9% (для малого бизнеса она может составить даже 6,5%).
Естественно, необходимо упростить условия выдачи кредитов — бюрократизм и излишние «бумажные» требования. Только, что на это ответит президент, пока не известно.