Чем России может грозить запрет на поставку катализаторов, используемых в нефтеперерабатывающей промышленности?
Средний объем потребления катализаторов в нефтепереработке в России составляет 58 тыс тонн в год. При этом порядка 60-70% из данного объема закупается у иностранных производителей.
Наиболее уязвимыми являются два процесса, в которых в России практически полностью используют зарубежные катализаторы — это гидроочистка дизельного топлива и гидрокрекинг (процесс для переработки особо тяжелых марок нефти).
Введение санкций на ввоз в страну зарубежных катализаторов может привести к сокращению на 50-70% отечественных мощностей по глубокой переработке нефти. Пока так называемый третий пакет санкций не затрагивает нефтепереработку — только оборудование для перспективного производства нефти на ряде "сложных" месторождений. Если же санкции будут применены в отношении переработки, то они могут оказать влияние на сектор в ближайшей перспективе после их ввода в действие.
Нехватка катализаторов может отразиться на ряде видов топлива, используемых в разных отраслях и видах транспорта. Недостаток производства дизельного топлива может выразиться, например, в перебоях с поставками топлива для железнодорожного транспорта и грузового автотранспорта.
Что нужно сделать, чтобы наладить собственное производство такой продукции в России? Уже ведется работа в этом направлении?
Сейчас объемов собственного производства явно недостаточно. Полностью заменить западные катализаторы зарубежными быстро не получится.
Это и есть уязвимое место, по которому могут ударить санкции. Однако уже есть положительные российские прецеденты. Так, одно из предприятий по производству катализаторов крекинга в Омске полностью обеспечивает две соответствующие установки суммарной мощностью более 4 млн тонн в год на местном перерабатывающем заводе. Кроме того, в 2014 году они планируют выйти на московский рынок и намерены поставить 700 тонн продукции в столицу.
Другой завод находится в Башкирии. В прошлом году он запустил комплекс по производству микросферических катализаторов крекинга (один из основных катализаторов, используемых в процессах нефтепереработки). Мощность этого комплекса составляет 20 тысяч тонн в год. Этот производитель обещает через 2-3 года обеспечить данным видом катализатора все имеющиеся потребности России.
Можем ли мы в крайнем случае оперативно заменить американские и немецкие катализаторы, допустим, китайскими аналогами?
Катализаторы в необходимых количествах для России другими странами не производятся. Единственное, что можно сделать, — «запастись» катализаторами. Но в нынешней ситуации стремительного падения курса рубля вряд ли кто-то рискнет делать такие покупки "про запас", тратя на это иностранную валюту.
ЭКСПЕРТ «МК»:
Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ:
Угрозу с катализаторами для нефтепереработки обозначена как потенциальная, никто из «западников» подобных мер не озвучивал в части включения в пакет санкций. Поэтому, пока заранее не стоит паниковать.
Однако надо понимать, что уязвимых мест в национальном ТЭК множество. Поэтому во власти актуализирована речь о необходимости программ масштабного импортозамещения. В случае проблем, будем «искать» и закупать катализаторы в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, а также синхронно форсировать развитие собственных мощностей. Схема с продажей катализаторов России через «буфер», например, через Белоруссию, тоже может «заработать». Но, все-таки, у Европы едва ли хватит фантазии решиться на подобную «диверсию». Тем более Старый Свет понимает, что России есть чем ответить на этот вызов: противостояние при эскалации может перейти из «яблочной» плоскости, например, в газовую — главную фобию Брюсселя.