Столичные власти в ежедневном режиме мониторят прилавки торговых сетей на предмет наличия в них наиболее популярных у населения товаров. Пока ситуация не внушает опасений: основные продукты в магазинах есть. «Возврата в начало 1990-х годов, когда на полках стояли лишь трехлитровые банки с березовым соком, не будет», — обещает Немерюк. В подтверждение своих слов он демонстрирует красочные альбомы, в которых подробно написано, какие товары исчезли из продажи в связи с санкциями и какие пришли им на смену. «Рыба соленая: выпало 7 позиций, добавились 13 позиций в диапазоне от 98 до 1400 рублей. Масло подсолнечное: выпала одна позиция, на смену пришло три. Причем если раньше верхняя планка была 504 рубля, то сейчас 92 рубля, так как у отечественных поставщиков цены ниже», — говорит Немерюк. Такие альбомы департамент составляет по каждой торговой сети и еженедельно приносит на отчет в мэрию. Сейчас на продовольственном рынке, по мнению чиновников, все достаточно стабильно: «где-то есть рост цен, а где-то — нет». А в целом подорожание не превышает 10%. (Напомним, что, по оценкам Ассоциации компаний розничной торговли, цены на продукты уже выросли на 20–25% и после Нового года вырастут еще на 15%.) В ближайшие дни к нейтрализации панических настроений должна подключиться «тяжелая артиллерия». «Сергей Собянин планирует лично проинспектировать наличие товаров и цены в нескольких торговых точках, в первую очередь экономкласса», — рассказали в мэрии.
Впрочем, полностью заместить санкционные товары городским властям пока не удается. Самый заметный провал — это ягоды и сыры. Свежую малину и голубику круглогодично покупать теперь не получится, даже по очень высоким ценам. Что касается сыров, то отечественные поставщики не могут восполнить ни ассортиментный перечень, ни количество товара, поступавшего в магазины до введения санкций. «Поставщики просто взяли и, не меняя рецептуры, приклеили на свою продукцию популярные у покупателей наклейки «Гауда», «Моцарелла», «Грюйер», — поясняет директор одного из магазинов популярной в городе сети. Она признается, что израильская картошка и морковка во многих торговых точках сейчас продается под видом российской: надо выполнять план по импортозамещению, а своих овощей уже не хватает. Еще одна проблема — мясо птицы: по курице из ассортимента выпали 43 позиции, а добавилось всего 8. Неудивительно, что Минсельхоз отрапортовал о 25%-ном росте цен на эту продукцию и готовится к новому повышению.
На сколько именно вырастут цены, в нынешней ситуации предсказать никто не берется. Продукция тех стран, которые не попали под ограничения, привязана к валютному курсу и будет дорожать вместе с долларом и евро. А отечественные комбинаты не смогут существенным образом изменить ситуацию, поскольку используют в производстве импортное оборудование и ингредиенты. Что касается фермеров, то их цены априори не рассчитаны на массового потребителя: 400-граммовая баночка творога из экологически чистого хозяйства под Владимиром стоит в сетевом супермаркете 250 рублей. Немерюк опровергает сообщения ретейлеров о том, что хлеб в ближайшее время подорожает на 10%: «Мы встречались с хлебозаводами. Для этого нет никаких видимых причин. Пока подорожание составило 1,5%, с нового года возможен рост еще максимум на 2%». По словам чиновника, городские власти пока не рассматривали возможность замораживания цен на социальную группу товаров, если ситуация выйдет из-под контроля. Однако на всякий случай договорились с Беларусью насчет соли: в случае ажиотажа братская республика оперативно удвоит поставки.