Европейские дипломаты в начале наступающей недели могут принять новые санкции по Крыму. А американский сенат на днях принял законопроект, дающий возможность Бараку Обаме вводить новые санкции в отношении России.
Речь там, к примеру, идет о том, что под санкционные действия могут попасть те иностранные представители, которых президент США сочтет «виновными» в том, что «они делают серьезные вложения в определенные российские проекты, связанные с нефтью». Ну а где нефть, там и газ: принятый сенаторами документ предполагает, что если российский газовый гигант будет, опять-таки по мнению американского президента, вести себя не должным образом со странами, входящими в НАТО, а также с Украиной, Молдавией и Грузией, то санкции против этой компании должны быть введены не позднее чем через 45 дней. И это еще не все — «до кучи» добавлена возможность наказать еще ряд российских компаний.
Словом, сенаторы подтащили еще один кирпич к стене, строящейся между Россией и Западом.
Правда, сам Барак Обама, похоже, не спешит с новыми мерами давления на Москву: «Представление о том, что мы можем просто расширять санкции дальше и дальше, и в итоге Путин передумает, — это просчет». Эти слова, впрочем, отнюдь не значат, что президент США собрался капитулировать на санкционном фронте. Наоборот, он скептически настроен в отношении односторонних действий Америки. Но стоит за объединение усилий с Европой в прессинге на Россию: «Если они увидят, что нет никаких трещин в коалиции, то с течением времени вы будете свидетелями того, как они скажут, что стоимость санкций для их экономики перевешивает любые стратегические преимущества, которые они получают».
Спору нет: и США, и Евросоюз в своем праве объявлять санкции или не объявлять. Но пора же когда-то и притормозить. Послушать иных иностранных политиков — так все они принимают решения по этому поводу без особой охоты. Ага, почти как в старом анекдоте: принимаю санкции и плачу... Но то, что происходит, все больше смахивает на формулу «санкции ради санкций». И ведет эта формула к тому, что руки России оказываются развязанными, а сдерживающих элементов становится все меньше. Если тебе по-любому грозят наказанием, то зачем сдерживать себя? А чего там? Семь бед — один ответ.
Тем более что нынешняя санкционная порция пришлась на время, когда на востоке Украины худо-бедно, но действует прекращение огня. А учитывая уровень адекватности нашей политики, в качестве ответа можно ждать любых сюрпризов. Так, чтобы — раззудись, плечо, размахнись, рука! Чтоб во все тяжкие...
Москва устами весьма высокопоставленного дипломата уже пообещала ответные меры в случае введения американцами новых санкций. Сомнительно, что санкции смогут заставить Кремль изменить свою позицию. Зато они подливают масла в огонь кризиса, вполне логично усиливая у части российских элит и без того крепкий антизападный настрой. Равно как и повод закрутить гайки на внутриполитическом поле. А заодно дарят хорошее объяснение экономическим неурядицам.
Западные санкции вкупе с нашими контрсанкциями создают самовоспроизводящуюся и самодостаточную систему. Пользы от которой — чуть. А вреда — вагон и маленькая тележка.
Не так давно экс-министр иностранных дел ФРГ Ганс-Дитрих Геншер сказал, что «санкции очень похожи на лестницу — там тоже есть ступеньки. Но когда-то лестница все-таки кончается. И тогда встает вопрос: что делать дальше — спускаться или прыгать вниз?»
Действительно, дальше-то что?
Бывает, что ссорящиеся дети начинают апеллировать к взрослым: «А чего он обзывается?» — «Да он сам первым начал!» — «Да нет, это ты, дурак, начал!» Стандартный и в общем-то верный ответ взрослого: «Вот кто из вас первый прекратит ссориться — тот и умней».
Иногда очень жаль, что в мире международной политики нет такого авторитетного «взрослого». Да еще и прислушались бы к его рекомендациям эти «детки»?..