Болгария
В Софии до последнего момента подчеркивали, что строительство «Южного потока» будет полезно для страны. Косвенные доходы могут оказаться гораздо больше, чем доходы от транзитных такс в 400 млн евро. Во-первых, как государство-транзитер, Болгария смогла бы получить скидку. Потребление топлива болгарскими компаниями приходится на 85% на поставки из России. Новая труба через эту страну могла бы сократить импорт из Норвегии и других стран до минимума, если бы Россия пообещала скидку.
Как рассказал «МК» источник, близкий к «Газпрому», такая схема взаимоотношений с Софией прорабатывалась, но востребована не была. Виной тому оказался Брюссель, запретивший Болгарии строить «Южный поток» по своей территории.
София надеется на лучшее. Как заявил болгарский премьер-министр Бойко Борисов, мы на предстоящей встрече будем настаивать на реализации «Южного потока». «Я продолжаю придерживаться позиции, что «Южный поток» должен пройти через территорию Болгарии, так как он полезен для страны. Поэтому завтра мы отправляем в Брюссель вице-премьера Томислава Дончева и министра энергетики Теменужку Петкову, будем настаивать на продолжении строительства «Южного потока», — Томислав Дончев.
Ранее бывший министр энергетики Болгарии Румен Овчаров говорил о том, что Болгария может лишиться до $750 млн в год из-за отказа от «Южного потока».
Австрия
В июне этого года «Газпром» и австрийская энергетическая компания OMV подписали соглашение по строительству австрийского участка «Южного потока». Это произошло в рамках визита в Вену российского президента Владимира Путина. Целью «Газпрома» является создание такой ситуации, при которой совокупная пропускная способность газопроводов, не проходящих через территорию Украины. Достижима ли эта цель?
Пропускная способность действующего газопровода «Ямал – Европа» составляет 33 млрд кубометров в год, «Голубого потока» – 16 млрд, «Северного потока» – 55 млрд м³/год, белорусских газопроводов – до 20 млрд.
В общей сложности, по этим газопроводам может поставляться до 125 млрд кубометров.
Строительство «Южного потока» с планируемой пропускной способностью 63 млрд кубов позволит увеличить суммарный показатель до 190 млрд в год.
Болгария, Сербия и Венгрия
Строительство «Южного потока» может свести к минимуму роль Украины при транзите российского газа в страны ЕС: гарантированно сохранится лишь очень ограниченный объем транзита – поставки газа в Молдавию и Румынию, западный маршрут поставок в Турцию, с большой долей вероятности – экспорт в Грецию и Италию, некоторые балканские страны.
С экономической точки зрения, такой сценарий выгоден странам-импортерам российского газа и ЕС в целом. Ненадежность Украины в вопросах транзита наиболее ярко проявилась во время «газовых войн» 2006 и 2009 годов.
В ЕС, как и в России, это лишь укрепило представления о том, что Украина должна играть менее активную роль в газовой торговле.
Действительно, в 1998 – 2013 гг. доля Украины в транзите российского газа в страны дальнего зарубежья снизилась с 95 % до 52 %. Но перспектива дальнейшего падения этого показателя неизбежно приведет к усилению политического влияния России на Украину. Поэтому в этом вопросе экономические интересы стран ЕС не совпадают с политическими, и США активно используют это противоречие в своих интересах.
Лоббистские возможности большинства зарубежных стран-участников проекта (Болгарии, Сербии, Венгрии) недостаточны для того, чтобы убедить крупнейшие западноевропейские страны поддержать проект и повлиять на позицию Еврокомиссии, пытающейся применить к «Южному потоку» положения «третьего энергопакета» ЕС. Позиция Брюсселя стала камнем преткновения для участников проекта. Неудивительно, что впервые о ней официально объявили в декабре 2013 г. – после начала кризиса на Украине и заключения договоренностей «шестерки» с Ираном. Правовые аргументы были использованы как предлог для давления на Москву с учетом ее возросшей политической уязвимости.
В конечном счете, «слабым звеном» проекта стала Болгария: премьер-министр Пламен Орешарский не смог противостоять напору со стороны США и 8 июня объявил о временной приостановке работ по «Южному потоку». Проект, первые работы по которому уже начались, буквально «повис в воздухе».
Несмотря на это, 24 июня «Газром» заключил договор о строительстве австрийского (конечного) участка «Южного потока». Заинтересованность «Газпрома» в этой сделке понятна: официально присоединившись к проекту, Австрия становится его влиятельным лоббистом внутри ЕС. Но в чем заключаются австрийские интересы?
Казалось бы, заключение договора несет для Австрии довольно существенные риски. Во-первых, Австрия вскоре начнет работы по проекту, судьба которого не вполне ясна. При этом вспоминается пример Румынии, которая в свое время сделала ставку на неудавшийся проект Nabucco West и после его отмены безуспешно требовала компенсации затрат. Во-вторых, визит Владимира Путина в Австрию, состоявшийся на фоне украинского кризиса, провоцирует недовольство США и ряда стран ЕС: с их точки зрения, тезис об «изоляции» России должны подтверждать хотя бы западные страны.
Согласие Австрии на участие в проекте было обусловлено тем, что она получит особые преимущества, выгодно отличающие Австрию от других его участников.
Само по себе повышение уровня защищенности от возможных перебоев с транзитом не является таким преимуществом. Не являются им и возможные ценовые преференции. Главной причиной, по которой Австрия активно поддержала «Южный поток», является желание стать крупным реэкспортером газа.
В настоящее время Австрия ежегодно потребляет около 9 млрд м³ газа, импортируя из России около 5 млрд кубометров. Пропускная способность «Южного потока» на австрийской границе составит 30–32 млрд кубометров. Если «Южный поток» будет загружен полностью, Австрия может войти в тройку крупнейших импортеров российского газа. Таким образом, даже при частичной загруженности газопровода Австрия получит возможность реэкспортитровать более 10 кубометров газа в год, а при полной загруженности – более 20 млрд кубометров. Это превратит Австрию в крупного игрока на рынке газа: закупая российский газ по цене около 400 долл./тыс.м³ (точные данные неизвестны), она получит возможность продавать его западноевропейским потребителям по цене, доходящей до $700–800 за тысячу кубометров, и получать $3-8 млрд годового дохода.
Такие соображения заставляют Австрию пойти на экономический риск – начать работы по проекту с неясными перспективами итоговой реализации. Политический же эффект от подписания соглашения сглаживается для Австрии тем, что именно перед отлетом в Вену Путин обратился к Совету Федерации с просьбой отменить разрешение на ввод российских войск на территорию Украины.
Неудивительно, что в Вене тон высказываний российского президента был, как и в предыдущие недели, исключительно примирительным.
Газовая сделка в Австрии косвенно свидетельствует о том, что отступление России на Украине будет продолжаться. Активизация российской поддержки Юго-Восточной Украины поставила бы крест на перспективах строительства «Южного потока» в среднесрочной перспективе. Отсутствие таких действий, наоборот, делает проект «Южного потока» гипотетически реализуемым, несмотря на противодействие США, Еврокомиссии и Европарламента. Возможно, западноевропейские страны дадут России завершить реализацию проекта, увязав это с уступками на Украине – по крайней мере, не будут отвергать эту возможность. Ведь даже в этом случае ЕС с целью сохранения российского транзита через Украину сможет применять такие механизмы воздействия на «Газпром», как неполная загрузка газопроводов, идущих в обход Украины. Хотелось бы, чтобы в Москве эти риски учитывались в полной мере. Строительство «Южного потока, в целом, соответствует российским интересам, но должно осуществляться не любой ценой и тем более – не за счет уступок по украинскому вопросу.
Германия, Италия и США
Вашингтон в этой борьбе хочет победить. То есть наладить поставки своего топлива в Европу. И чтобы Брюссель почувствовал «железную руку» Пентагона. Тогда ЕС будет поставлять «мясо» для подавления военного конфликта в Сирии и в целом на Ближнем Востоке.
Конфликт на Украине и между Россией и Европой — это монета, которой Вашингтон собирается воспользоваться. Германия и Италия, промышленники которых постоянно говорят о налаживании диалога с русскими, могут сыграть свою роль. Только будет ли их голоса решающими? Вряд ли.
Кто победит?
«Южный поток» из акватории Черного моря должен был выходить в окрестностях болгарского города Варна. Для России маршрут был оптимальным — глубина не более двух километров, маршрут должен проходить через экономические зоны России, Турции и Болгарии. Все были не против: Москва и София — в силу экономической заинтересованности, Турция — благодаря посулам «Газпрома» на предмет снижения цен на российское «голубое топливо».
«Газпром» обещание исполнил: Турция со следующего года будет получать топливо со скидкой в 6%. Болгария останется ни с чем: газопровод по ее территории не пройдет, а российское топливо она будет получать через действующие связи, которые не предполагают скидку.
Теперь все может решить Анкара. Пойдет навстречу с Россией — получит пинок со стороны Запада. Откажется — не сможет продвинуться на рынке поставок экнергоресурсов в Европу. Турецкий гамбит — он не первый в жизни России, и решать этот спор будет уже не Александр II.