Уже не первую неделю в нескольких регионах вынуждены прибегать к веерным отключениям электроэнергии, которые порой достигают 4 часов в течение суток. Данная мера экономии энергоносителей помогла лишь отчасти. Запасы угля на складах продолжают таять, хотя зима только-только вступает в свои права. На складах ТЭС государственной «Центрэнерго» в июле хранились 969 млн тонн, в августе — 691 млн тонн. С началом осени «закрома отощали» более чем втрое — 205 млн тонн. В октябре угля оставалось 98 млн тонн, в ноябре и вовсе 58 млн тонн. По состоянию же на 5 декабря угля остались сущие крохи.
«МК» уже писал о скандале вокруг южноафриканского угля. Мало того что он был слишком дорогой, он вдобавок оказался худшего качества, нежели «родной» донбасский. И завозить его из ЮАР, Новой Зеландии и Австралии следовало еще с августа. Не надеясь на паническое бегство ополченцев ДНР и ЛНР. Они-то в свое время не случайно отдали на откуп Киеву так называемые аграрные районы, оставив под своим контролем местности, где сосредоточены работающие шахты.
Украина попыталась было закупать уголь на этих предприятиях. В частности, первый заместитель министра энергетики Юрий Зюков заявлял, что такой уголь стоил бы дешевле импортного. Но 5 ноября планы Киева резко поменялись. Тогдашний министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан (который нынче ходит на допросы в Генпрокуратуру в связи с приобретением угля из ЮАР. — Авт.) заявил: страна-де готова закупать уголь для своих нужд исключительно у государственных предприятий, однако не будет финансировать закупки, сотрудничая с ополченцами.
Вооруженные формирования ДНР будут также всячески препятствовать попыткам Киева вывезти со складов Донбасса ранее добытый уголь. В минТЭК самопровозглашенной ДНР заявляют, что «говорить о возврате угля Украине не приходится». В сообщении пресс-службы ДНР напомнили: министр Демчишин сообщил прессе, будто намерен доставить через станцию Дебальцево «принадлежащее Украине топливо». «Около двух миллионов тонн угля находится на складах государственной компании «Уголь Украины», который можно вывозить из зоны конфликта. То есть не идет речь о закупке, этот уголь принадлежит Украине и находится на украинских шахтах», — сказал министр.
В ответ на это в ДНР заявляют: «Госбюджет Украины заблокировал на счетах донецких шахт 218 миллионов гривен. Кроме того, госбюджет должен в зарплатный фонд шахт Донбасса 816 миллионов гривен. Шахтеры Донбасса не получали зарплат с июля, не говоря уже об обстрелах шахт и раненых. На этом фоне говорить о возврате угля не приходится. Мы собираемся его реализовать и выплатить задолженности».
Председатель НЭК «Укрэнерго» Константин Ущаповский подтвердил: ситуация сложилась нынче крайне тяжелая. Вызвана она дефицитом угля на ТЭС, а также снижением среднесуточной температуры воздуха сверх нормы. Ущаповский отметил, что в этих условиях предприятиям и населению необходимо уменьшать потребление с целью недопущения разбалансировки работы энергосистемы Украины. По данным «Укрэнерго», дисбаланс мощности энергосистемы Украины 3 декабря достиг 3100 МВт.
Между тем член федерального гражданского комитета «Гражданской платформы», член СПЧ Елизавета Глинка сообщила, что в Донецке за минувший месяц от голода умерли 24 человека. «Более 200 стариков сидят в подвалах, которые бомбятся ежедневно. 24 человека умерли от голода за последний месяц — старики, которые боялись из страха покинуть свои убежища», — заявила доктор Лиза.
Читайте материал: "Украинские энергетики бьют тревогу: угля осталось на четыре дня"