В чем заключается суть данного особого статуса, «МК» рассказал губернатор Приморья Владимир МИКЛУШЕВСКИЙ:
— Я надеюсь, что этот статус будет не временным. Владивосток уже имел его в царские годы, тогда это называлось «порто-франко». Процесс способствовал стремительному развитию региона и становлению Владивостока как порта. Однозначно, после такого распоряжения у региона есть возможности наладить транспортную инфраструктуру, увеличить объемы перевалки грузов — ведь Владивосток — это начало транспортного коридора России, Транссибирской магистрали. Сейчас невозможно оценить эти перспективы в цифрах. Мы получили распоряжение, над которым стоит серьезно поработать.
Но, безусловно, решение общих проблем грузоперевозчиков, развитие транспортной инфраструктуры и изменение налогового режима — события одной цепи. Режим порто-франко предполагает, что территория станет свободной от общих таможенных правил, ровно так же, как и территории опережающего развития. Но каких именно — решит правительство после серьезных расчетов.
Ситуацию «МК» прокомментировал Юрий КРУПНОВ, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития:
— Свободный порт должен привлекать: все флаги в гости к нам. Но Владивосток — замечательный город, однако его порт несопоставимо мал по сравнению с десятком портов на Тихоокеанском побережье. Проблема не только в отсутствии портовой инфраструктуры, а в том, что Владивосток находится на полуострове, а нужно идти на материк. Нужно строить мощнейший порт в Зарубино, в Хасанском районе, и в Суходоле — по разным сторонам тех заливов, которые огораживают Владивосток от материка. Но наши экономисты вместо того, чтобы содержательно развивать базовую инфраструктуру порта, подсовывают президенту такого рода новеллы про порто-франко и т.д. Вместо детальной проработки опять придумывается 25-е издание особых экономических зон. Опять нам через 10 лет будут рассказывать, что, к сожалению, эксперимент закончился неудачей…