Сенсационное заявление Владимир Путин сделал после встречи с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.
Это решение вынужденное. Все юридические моменты были согласованы — заключены межправительственные соглашения с транзитными странами, проводились тендеры на строительство отрезков «Южного потока», заключались контракты на поставку оборудования и труб, готовились документы, регламентирующие объемы поставок. В июне этого года Владимир Путин получил поддержку со стороны одного из партнеров по этому проекту и ключевых участников Евросоюза — Австрии. Более того, в этой стране предполагалось создать газовый центр и крупные подземные хранилища «голубого топлива».
Первые поставки газа должны были начаться уже в декабре 2015 года. Однако Брюссель продолжал ставить палки в колеса этому проекту. ЕС требовала лишить «Газпром» монополии на поставку газа по этому трубопроводу и отдать контроль над оператором поставок европейским компаниям. Аналогичные требования Еврокомиссия распространяет на всех поставщиков топлива в ЕС.
Только с «Южным потоком» было не все так просто — другого поставщика газа в эту трубу кроме «Газпрома» так и не нашлось. Незначительные излишки «голубого топлива» есть только у Азербайджана. Но, во-первых, его транспортировка обошлась бы в копеечку и могла бы снизить рентабельность таких поставок до минимума. Во-вторых, резервов у Баку не хватило бы, чтобы заполнить требуемый Брюсселем объем.
Своим газом мог бы помочь Иран. Но эта страна находится под западными санкциями и не имеет права поставлять топливо в Евросоюз.
Получилось безвыходное положение. А после того как у «Газпрома» отобрали разрешение прокладывать газопровод по территории Болгарии, продолжение работ по «Южному потоку» стало бесполезным занятием.
Почему еврочиновники так ополчились на «Южный поток»? Потому, что этот газопровод к 2018 году, когда он бы вышел на полную мощность, выключил бы из игры Украину, через территорию которой сейчас поступает половина российского газа в Европу.
Как утверждают эксперты, отказ от «Южного потока» — это дипломатическое фиаско Владимира Путина. «Газпром» уже потратил на проект 400 млрд рублей, российские заводы приступили к производству труб и комплектующих, рассчитывали заработать на этом около 1,8 млрд евро. Главное — поставки по «Южному потоку» должны были составить 63 млрд кубометров в год. А это ежегодная выручка более чем в $25 млрд.
Вместе с этим, потраченные «Газпромом» средства и изготовленное оборудование можно использовать на строительство нового газового маршрута в Турцию. О создании дополнительной ветки Путин уже договорился с Эрдоганом. Конечно, это не заменит рост поставок в Европу, но выручку принесет. Новый газопровод мощностью 14 млрд кубометров можно построить примерно в те же сроки, что и «Южный поток». Еще на 3 млрд кубов будет увеличен существующий трубопровод в Турцию — «Голубой поток». Доходы от этих поставок обещают превысить $5 млрд.
Кроме того, Россия уже приступила к созданию газопроводов «Сила Сибири» и «Алтай» в азиатском направлении, и, главным образом, в Китай. Поднебесная санкций нам не предъявляла. Поставки газа по этим трубам будут сопоставимы с нынешним транзитом через Украину в ЕС.
Поэтому топливная альтернатива у России, правда, с пятилетней отсрочкой, все-таки есть. Европе же придется надеяться на более дорогостоящий газ из США или Катара. А еще продолжать давать в долг Украине, у которой своих денег нет и не будет.