Владимир Путин, правда, тут же поспешил успокоить турецких партнеров. «С учетом растущих потребностей Турции, мы готовы не только «Голубой поток» расширить, но и построить еще одну трубопроводную систему», — пообещал российский президент. (Подробный репортаж с пресс-конференции читайте здесь).
Эксперт «МК», замдиректора «Центра политических технологий» Алексей Макаркин назвал турецкую альтернативу назвал неожиданностью. «С «Южным потоком» явный кризис, и это давно обсуждалось, - в частности, напомнил он. - Его реализация требует согласования с Евросоюзом. А раз процесс согласования связан и обусловлен политикой, вопрос этот не решается.
В ЕС есть страны, которые не против «Южного потока»: те же Сербия и Венгрия. А вот в Болгарии как раз недавно прошли выборы, и к власти там пришли люди, к проекту относящиеся критически.
Альтернативу «Южному потоку» искали давно. Взять хотя бы газопроводы «Алтай» и «Сила Сибири». В рамках проекта «Алтай» - так называемого западного маршрута — с китайцами подписан предварительный договор на поставки. Причем ресурсная база для него уже разработана — сейчас «китайский» газ идет в страны ЕС. С другой стороны, ресурсная база «Силы Сибири» - восточного маршрута — до сих пор не разработана.
И хотя Россия в том числе обсуждала трубопроводное сотрудничество с Турцией, договор с Эрдоганом стал неожиданностью. Турция, конечно, не является членом ЕС, и решения Брюсселя на нее не распространяются. Понятно, что от принятого решения она выиграет в первую очередь, но обо всем остальном пока говорить рано. Вопрос требует изучения, посмотрим».