Итогов переговоров в Вене ждал весь мир. Если бы страны ОПЕК сократили производство, нам можно было бы на что-то рассчитывать. Картель — это около 40% мирового производства «черного золота». Центральный игрок организации — Саудовская Аравия. По сути, Эль-Риад и является ОПЕК. Только от него зависит, сколько добудет картель, и по каким ценам будут продавать это сырье на мировых площадках.
От России также зависит ценовая политика. Наша страна производит столько же, сколько и Саудовская Аравия. Только мы, по историческим причинам, не входим в ОПЕК. Наши поставки, в основном, направлены в Европу, тогда как картель снабжает «черным золотом» фактически все континенты (конечно, те страны, которые нуждаются в закупке сырья извне).
С середины этого года цены на нефть начали падать. Притом, очень серьезно: только за последние пять месяцев котировки «черного золота» рухнули на 30%. Виновником этому послужили как рыночные, так и политические причины.
Ударить по экономике России попытались как ЕС, так и США. Нефтедобыча является основным средством пополнения российского бюджета. Так что это — «слабое место» экономики нашей страны. Российским компаниям отказали в поставках оборудования для производства сырья на арктическом шельфе. Ограничили в банковских кредитах, что сократило инвестиционный потенциал нефтедобытчиков.
Решение ОПЕК о сокращении добычи могло бы способствовать не только российской, но и ближневосточной экономике. Только, если по ближневосточным странам это решение ударит обухом, но по нам — кувалдой. Ведь для ОПЕК сокращение добычи является игрой в поддавки с США. Американские компании наращивают добычу дорогостоящей сланцевой нефти. Низкие цены на нефть не позволят американцам выйти на мировой рынок сырья (цена, ниже $70 за баррель, приведет к отрицательной рентабельности).
Вроде бы, как сообщали источники, близкие к ОПЕК, картель был готов сократить добычу на 300 тыс баррелей в день. Такого объема явно не хватило бы, чтобы поднять планку цен на летний уровень, но все-равно было бы неплохо.
Однако все оказалось гораздо хуже — ОПЕК не стала менять свои квоты на добычу.
Если котировки будут как минимум в $80 за баррель, то американцы, конечно, не вытеснят, но съедят крупную долю мирового рынка, которую занимали компании из Ближнего Востока. Впрочем, арабские государства все-таки переживут низкие котировки, правда, им придется отказаться от ряда масштабных инфраструктурных и транспортных проектов.
Для России низкие цены окажутся убийственными — при уровне в $65 (а такое после решения ОПЕК возможно) падение ВВП составит не менее 3,5–4%. Стране придется тратить накопления из Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, которых хватит на поддержание экономики лишь на год-два.
Россию, в таком случае, ожидают еще более трудные времена. Даже нынешний уровень цен на нефть в $80 за баррель губителен для российской экономики. Причем, как заявил министр финансов Антон Силуанов, эта планка сохранится надолго. В таком случае, потери российского бюджета могут составить до 500 млрд рублей.
По совокупности от ухудшения внешней конъюнктуры и снижения экономического роста ущерб казны грозит достигнуть 1 трлн рублей (почти 1,5% ВВП). В Фонде национального благосостояния примерно 3,5 трлн рублей. Еще столько же в Резервном. Поэтому, вопрос сократит ли ОПЕК свою добычу для нас является более чем насущным. Очевидно одно: являясь крупнейшим в мире добытчиком «черного золота», наша страна не способна влиять на ценовую политику и сообща с остальными производителями определять будущее нефтедобывающей отрасли.
ЭКПЕРТЫ «МК»:
Анна Кокорева, аналитик компании «Альпари»:
«ОПЕК не изменил квоту на добычу нефти, что стало неожиданностью для многих. Хотя в ходе заседания у членов картеля единого мнения не было. Победителем в этой игре стала Саудовская Аравия, которая планомерно движется к своей главной цели — вытеснить американскую сланцевую нефть с рынка, сделать добычу сланца для США не рентабельной и укрепить свои позиции. Если сланцевые проекты Америки остановятся, доля Саудовской Аравии на рынке вновь начнет расти.
В любом случае это решение негативно повлияет на нефтяные цены, на момент оглашения итогов котировки теряли в среднем 3%. Таким образом, нефть имеет все шансы опуститься ниже $70 за баррель в ближайшей перспективе. Для российской экономики это дурной знак, что спровоцирует новую волну ослабления рубля и приведет к стагнации добычи нефти в стране. В свою очередь, падение рубля ускорит инфляцию и прогнозы Минфина о двухзначном значении могут стать реальностью. Кроме России, потери понесут Венесуэла и Эквадор, бюджет этих стран существенно зависит от нефтяных доходов».
Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития:
«Решение ОПЕК было вполне ожидаемо рынком, так как нефтяные котировки давно находятся в отрицательной зоне. Строго говоря, для бюджетных доходов падение цен на нефть не смертельно. У нас рубль в свободном плавании: если стоимость «черного золота» снижается на 2-3%, примерно на столько же опускается рубль к доллару. При этом, доходы растут намного больше.
Впрочем, это неприятно в любом случае, поскольку слабая национальная валюта разгоняет инфляцию, ведет к повышению цен на импортные товары, в том числе на оборудование и комплектующие для нефтянки. Возможно, что в 2015 году могут быть заморожены несколько крупных инвестиционных проектов».