Проекты неоднократно представлялись на самых престижных российских и международных выставках. Обладая разными характеристиками и возможностями перевозки пассажиров, они схожи в одном: они инновационны по своей сути и способны существенно разгрузить транспортные магистрали Подмосковья, не справляющиеся с автомобильным трафиком.
Статистика, которую приводит губернатор Московской области Андрей Воробьев, неумолима: сейчас в Московской области 3 млн автомобилей, ежегодно к ним прибавляется еще 150—200 тыс. «Только строительство дорог, даже очень интенсивное, транспортные проблемы региона не решает. Во всем мире это делается за счет комфортного и современного общественного транспорта», — подчеркивает губернатор.
Один из прогрессивных видов транспорта, успешно функционирующий в Европе уже более 30 лет, — надземная транспортная система «Стрела» по немецкой технологии H-Bahn. По мнению застройщика, линия такой системы в Красногорском районе способна кардинально разрешить транспортную проблему. За счет ширины пролетов до 150 метров «Стрела» без строительства специальных мостов преодолевает перепады ландшафта и городские районы с плотной застройкой. Двигаясь на высоте от 4,5 м над уровнем земли, она не занимает улиц и не создает помех движению автомобильного транспорта, а пассажирские станции легко интегрируются в существующие и вновь строящиеся здания — например, в торгово-развлекательные центры.
Первая трасса «воздушного метро», как уже окрестили в прессе «Стрелу», пройдет от перспективного района комфортной застройки Ильинское-Усово вдоль Новорижского шоссе до метро «Мякинино». По словам президента Группы Компаний «Мортон» Александра Ручьева, это первый случай, когда, еще не приступив к строительству домов, уже решается вопрос транспортной доступности будущего микрорайона — причем таким прогрессивным способом. Длина трассы составит 13 км, она будет включать в себя 10 остановочных пунктов рядом с крупными инфраструктурными объектами, а в час пик пассажиропоток может достигать 4,2 тыс. человек. По заявлению компании, с немецкими партнерами уже ведется активная работа по адаптации технологии к российским условиям и параллельно разрабатывается индивидуальный дизайн вагонов.
Транспортная система будет возводиться за счет частных инвестиций, ее стоимость оценивается в 5,3 млрд рублей.
Скоростной трамвай в Ленинском районе будет реализован на принципах концессии в рамках соглашения с Министерством инвестиций и инноваций Московской области. Как отмечает заместитель председателя правительства МО Петр Иванов, данный проект «имеет все шансы стать первым опытом государственно-частного партнерства (ГЧП) по строительству скоростного трамвая в Московской области».
Уже к 2019 году линия пройдет от Бутово до города Видное, позволяя жителям новых микрорайонов беспробочно, гарантированно вовремя добраться до ТПУ «Бутово» и за 15 минут на электричке — до станции метро «Царицыно». Либо доехать до ТПУ «Расторгуево» и через 30 минут оказаться на станции метро «Павелецкая».
Общая протяженность трассы составит 18,9 километра, причем первый ее участок откроется уже в 2017 году. По ходу движения будет создано 10 эстакад и 14 остановок. Ежегодно скоростной трамвай будет перевозить 18—22 млн пассажиров в четком графике движения и с максимальным удобством.
В перспективе линия может быть продлена до станции метро «Бульвар Адмирала Ушакова», гарантируя прямой быстрый доступ к столичному метро. Также данную трамвайную линию возможно интегрировать с проектируемой трамвайной линией «Саларьево — Коммунарка — Бутово» и продлить до аэропортов Внуково и Домодедово, что позволит жителям Ленинского района Московской области, а также Троицкого и Новомосковского административных округов добираться до аэропортов без выезда на МКАД и заезда в центральную часть города Москвы.
Вторую ветку скоростного трамвая протяженностью 16 км планируется построить в две очереди, от Балашихи до Железнодорожного. Здесь запланировано 10 остановочных пунктов, а в час пик трамвай перевезет до 4,5 тыс. человек в каждую сторону.
Сегодня застройщик готовит документы по всем трем веткам новых транспортных систем на Градостроительный совет Московской области. Европейский опыт показывает, что такие транспортные системы максимально эффективны в условиях развивающейся городской и пригородной застройки. Именно они смогут стать оптимальным решением транспортных проблем и столицы, и подмосковных территорий, которые уже невозможно решить банальным расширением дорог.
Николай Сергеев