Более того, в 2015 году темпы роста цен на бензин сохранятся. Минимум на этом же 10%-ном уровне. Это прогноз вице-премьера Аркадия Дворковича. По его расчетам, десятипроцентный рост станет следствием налогового маневра, который правительство начнет проводить в будущем году в нефтедобывающей отрасли. Реформа заключается в следующем. Экспортные пошлины на нефть и продукты ее переработки снизятся (от 1,7% до 5 раз в зависимости от вида сырья). Налоги на добычу полезных ископаемых, напротив, вырастут. По замыслу чиновников, таким образом будет сохранен баланс — нефтяники смогут зарабатывать на продажах за границу, а бюджет продолжит наполняться за счет усиления налогового давления на внутреннем рынке.
Рядовые обладатели транспортных средств должны были не пострадать. Акцизы на розничную торговлю горючим поднимали несущественно. Поэтому причин значительно увеличивать свои ценники у производителей не было.
Тем не менее планы государственных мужей оказались далеки от реальности. Топливо выросло в цене на одну десятую и на столько же вырастет еще за год. Это даже больше, чем инфляция. Причем это довольно оптимистичные прогнозы. Например, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин оценивает потенциал роста цен на бензин на уровне 14–15%. И даже это не будет пределом.
Понятно, что это произойдет не за одну ночь — топливные компании будут наращивать ценовую планку постепенно, чтобы это было не особо заметно. Однако каждый месяц расходы на покупку горючего будут вынимать из кошельков россиян по лишней копейке.
При этом процесс роста цен на автозаправках различных компаний будет похож друг на друга как две капли. С одной стороны, это может говорить о рыночных условиях формирования стоимости горючего. Действительно, курс рубля падает, импортные товары дорожают. Да еще и санкции, отказ западных банков в кредитовании российских компаний, прекращение поставок необходимого нашим нефтяникам оборудования.
Понять рост цен на импортные товары можно — у нас таких не производят. Или такого качества. Только нефть в России — своя собственная. Между прочим, в странах Ближнего Востока коренному населению выплачивается рента за добычу «черного золота». К совершеннолетию многие саудиты уже становятся миллионерами, при этом фактически ничего не делая.
Другой пример — Норвегия. Эта страна также является одним из крупнейших нефтяных производителей. Однако на норвежских заправках (в отличие от тех же ближневосточных) тарифы на бензин очень высоки. Этому есть простое объяснение — уровень жизни в Норвегии очень высок. Кроме того, акцизы на розничную торговлю горючим там гораздо выше, чем даже в России. Но норвежцам топливо все равно по карману. А россиянам приходится экономить.
Кто может помешать ползущим ценам на бензин? Очевидно, государство. А точнее, Федеральная антимонопольная служба. Нельзя сказать, что ведомство Игоря Артемьева не старается. Так, на 15 декабря назначено рассмотрение дела против «Башнефти», «Роснефти» и ЛУКОЙЛа. По мнению ФАС, эти компании манипулировали на бирже, что привело к искусственному повышению цен на оптовом, а затем и на розничном рынках горючего.
В случае если подозрения ФАС подтвердятся, то нефтяникам — страшно сказать — придется выплатить штраф в 600 млн рублей. Для нас эта сумма выглядит запредельной. Для добывающих компаний — смешной. Их годовая чистая прибыль исчисляется миллиардами, а у кого-то десятками миллиардов долларов. Наказание сомнительное и не выдерживает критики.
Так что реальных механизмов стабилизации топливных цен у государства нет. Остается последнее средство — тормозить их рост путем прямых (но неофициальных) указаний нефтяникам. Но решатся ли власти прибегнуть к такому инструменту, не ясно. Ведь нефть и все что от нее зависит — это главная статья доходов России. Снизив цены на горючее, государство окажется внакладе. Уже сейчас власти говорят о необходимости снижения добычи нефти в России. Тогда ее станет еще меньше — и цены будут опять же расти. Так что готовиться нужно к худшему. Либо больше ходить пешком.