Конечно, для американского рынка, который в настоящее время еще пока зависит от импорта энергоресурсов, низкие цены на нефть — это благо. С одной стороны, приятно рядовым потребителям — счета за топливо съедают около четверти их бюджета. С другой — промышленность, себестоимость продукции которой напрямую зависит от стоимости бензина, снижает свои расходы и получает дополнительный толчок к развитию.
Бюджет России, в свою очередь, после снижения барреля нефти на $10 (с июня котировки снизились со $115 до $77-78), теряет примерно 1 трлн рублей. Это космическая сумма. Именно ее не хватает, чтобы повышать пенсии, индексировать зарплаты бюджетникам, усиливать социальные программы.
Многие эксперты уверены, один из них — бывший министр финансов Алексей Кудрин, говорит о заговоре Вашингтона и Эр-Рияда. Мол, нефтяные шейхи договорились с американцами о снижении цен на нефть, чтобы разорить Россию.
Только не все так просто. Как заявил глава агентства энергетической информации при министерстве энергетики США Адам Семински, при ценах на нефть уже в $60 за баррель рост добычи сланцевой нефти, на которую делает ставку Обама, остановится. «Кто-то в результате будет вынужден сократить производство», — говорит Семински.
Эти слова — своеобразное предупреждение. Причем, главным образом, не внешним поставщикам, а внутренним производителям. Быть тонну нефти на Ближнем Востоке стоит не более $10. В России, в Западной Сибири, та же операция обойдется в $30-40, причем с учетом расходов на транспорт. В США производство барреля (в одной тонне — более 7 баррелей) сланцевой нефти, именно на производство этого вида топлива делает ставку Вашингтон, составляет минимум $60-65.
То есть, если котировки упадут до этого уровня, то добывать сланцевую нефть в США будет нерентабельно. Тогда Вашингтон лишится последнего билета в глобальный энергетический бизнес. Сейчас США намерены спустить цены до того уровня, который бы позволил ударить и по российской экономике, но и не допустил ущерба американским добывающим компаниям и внутреннему топливному рынку.
Очевидно, что котировки в $50 за баррель разрушат экономику нашей страны. Бюджет на 2015-2017 годы сверстан из расчета в $100. При уровне в $65 падение ВВП составит не менее 3,5-4%. В долларах это ежегодно около $80 млрд.
Но для США потери окажутся на порядок выше. Понятно, что утратив «сланцевую» составляющую добывающая промышленность США не исчезнет. Тем не менее, наукоемкое и высокозатратное производство топлива из сланцев достигает в американском балансе энергоресурсов достигает 60%.
Кроме того, американская нефтедобывающая промышленность вливает в ВВП страны не менее 5%. Сухие расчеты показывают, что это — $1 трлн. Для примера, расходы Вашингтона на «оборонку» составляют примерно эту же сумму. Хотя официальный бюджет США на военные расходы составляет около $600 млрд, но этой сумме надо прибавить инвестиции в создание передовых технологий, например, для космических и ядерных исследований.
Если цены на нефть упадут еще ниже, не на что будет кормить широкий аппарат силовых структур. Не на что будет бомбить Сирию. Или, к примеру, поддерживать правительство Порошенко.
Так на кого же работает Вашингтон? В первую очередь, на себя. Однако риск как при игре в рулетку весьма высок. Цены на «черное золото» можно уронить до такого уровня, что зачинщики этой ценовой войны — США — окажутся побежденными.