Молчание руководителей государства можно истолковать как незнание реальных причин обрушения национальной валюты и неспособность предложить инструменты стабилизации курса. Поэтому их заявления могли бы успокоить ситуацию. Попытки, конечно, были сделаны, но не на том властном уровне. Например, первый зампред ЦБ Ксения Юдаева еще 5 ноября сообщила: принятые Банком России решения приведут к стабилизации курса рубля уже к концу года. Но ее слова звучали не конкретно: якобы рубль осенью переживает очередной виток снижения по традиционным причинам — теряет позиции на фоне высоких геополитических рисков и падения цен на нефть. Прошло всего два дня и рубль рухнул еще почти на 6%.
Это лишний раз доказывает, что без заявлений самых высокопоставленных лиц, ответственных за курс, удержать рубль даже на нынешнем уровне будет невозможно.
Единственным, кто нашел в себе силу ответить за рубль, оказался Антон Силуанов. Министр финансов заявил, что «курс рубля, который сегодня сложился, несколько занижен. Но в ближайшее время ситуация покажет, что общее положение платежного баланса России достаточно устойчиво… колебания, которые произошли за последние два дня, носят спекулятивный характер и не отвечают базовым условиям рубля». Даже это небольшое заявление позволило российской валюте немного укрепиться. Курс доллара к рублю снизился на 15 копеек, евро – на 18 копеек.
Внешне все выглядит так, будто чиновники просто не знают, что делать с рублем. Не случайно на совещании 16 октября у Дмитрия Медведева конкретных мер по спасению национальной валюты не придумали.
Да и хотят ли думать? Ведь падение «деревянного» к доллару всего на 1% приносит лишние 100 млрд рублей в федеральный бюджет. Упал 7 ноября рубль на 3 % - это дополнительные 300 млрд. рублей для бюджета-2014. На фоне продолжающей дешеветь нефти. Еще в середине июня она стоила $114 за баррель. Теперь — всего $82.
С другой стороны, падение рубля не выгодно правительству. Так как резко растут затраты на закупку необходимых для развития экономики товаров за рубежом.
В такой ситуации весь российский бизнес как никогда ждет заявлений Медведева или Набиуллиной. Необходимо понимание, на каком уровне курс рубля все-таки будет стабилизирован. Если таких заявлений не последует, бегство капиталов из России, которое уже с начала года превысило $100 млрд, продолжится. И курс рубля к доллару продолжит падение. Ситуация близка к катастрофической. Настолько, что эксперты уже не рискуют прогнозировать стоимость российской национальной валюты до конца года.
Будущее рубля глазами правительства, ЦБ и банкиров
Министр финансов Антон Силуанов:
23 февраля: «То, что произошло с динамикой курса рубля, связано с макроэкономическими параметрами России, а именно снижением темпов экономического роста».
7 ноября: «Я считаю, что курс рубля несколько занижен, в ближайшее время ситуация покажет, что общее положение платежного баланса у нас достаточно устойчиво. Я не сомневаюсь, что рубль в ближайшее время найдет свое положение и будет укрепляться по сравнению с нынешними показателями».
Глава Банка России Эльвира Набиуллина:
27 января: «Падение курса рубля связано с тем, что слабела не российская валюта, а дорожали доллар и евро ко всем валютам развивающихся рынков. США сейчас выходят на стабильный уровень».
17 октября: «Тренд на снижение цен на нефть переломится и в результате начнется укрепление рубля. Цена на нефть влияет на курс рубля, но этот фактор действует ограниченный период. Были периоды, когда цена на нефть падала, но затем происходит перелом, и цена идет вверх. Это влияет на курс валюты».
Министр экономического развития Алексей Улюкаев:
14 января: «К предсказуемой коррекции курса рубля по отношению к евро и доллару нельзя подходить «с точки зрения эмоциональных оценок».
29 октября: «Переход курса рубля в свободное плавание в условиях снижения цены на нефть не станет дополнительным фактором ослабления нацвалюты. Рубль уже во многом является плавающей валютой. Я не думаю, что у нас что-то принципиально изменится».
Первый заместитель председателя ЦБ Ксения Юдаева:
29 января: «ЦБ намерен отказаться от интервенций на валютном рынке для поддержки курса рубля. Даже центральные банки стран, чьи валюты считают резервными, в последние годы прибегали к интервенциям».
5 ноября: «Рынок действительно нервный. Курс рубля должен стабилизироваться уже к концу года точно. Другое дело — появляются время от времени новые новости, в том числе про цену на нефть, но при прочих равных принятые решения способствуют стабилизации рынка».