Глава "Лукойла" требует заморозить тарифы, прямо как и рядовые потребители

Вагит Алекперов вступил в борьбу с естественными монополиями

Российская экономика дошла до края. И дело даже не в том, что ВВП практически не растет, как он это делал до последнего времени за счет нефтегазового сектора. Настораживает тот факт, что нефтяники один за другим просят от правительства преференций разного рода. Госкомпания «Роснефть» потребовала 2 трлн рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ), чтобы покрыть свои инвестиционные расходы на приобретение ТНК-BP. Конечно, столько денег Игорю Сечину не дадут, но, в любом случае, ФНБ придется раскошелиться. А глава частной нефтекомпании "Лукойл" Вагит Алекперов просит объявить мораторий на повышение тарифов на услуги естественных монополий.

Вагит Алекперов вступил в борьбу с естественными монополиями

Не секрет, что доходы от добычи нефти и её экспорта давно являются основой не только пополнения федерального бюджета (более 50%), но и развития всей российской экономики. Нефтедоллары наполняют финансовую систему необходимой ликвидностью. Даже в самые неблагоприятные годы, например, в середине 1990-х, когда цена российской нефти не превышала $14 за баррель, отрасль не только жила сама, но и давала средства на те же пенсионные выплаты. И только когда в августе 1998 года нефть упала до $9, российскую экономику поразили дефолт (отказ от уплаты долгов) и девальвация (курс рубля сбросили сразу на 400%).

Сейчас ситуация не в пример благополучнее. Цена за североморскую марку нефти Brent держится пока на уровне несколько выше $80 за баррель. Но этого уже не достаточно. Бюджет-2015 сверстан по цене $96 за баррель. Если даже $80 продержится весь 2015 год, то федеральный бюджет не досчитается до 2 трлн рублей, вместо запланированных 600 млрд. А взять недостающие деньги просто негде, так как из-за западных санкций российские банки не могут кредитоваться ни в ЕС, ни в США.

В этой ситуации придется обходиться собственными средствами и возможностями. А они есть. Например, тот же ФНБ, где сосредоточено до 3,5 трлн рублей за счет нефтяных сверхдоходов, заработанных за прошлые годы. Не случайно, «Роснефть» и запросила деньги оттуда, чтобы компенсировать свои расходы от покупки ТНК-BP, а также расширения своих месторождений на шельфе Арктики и ряда других регионов.

Минэнерго этот исторический запрос полностью поддерживает. Однако, по мнению ряда независимых экспертов, вряд ли он будет полностью исполнен властями. Отдать почти две трети ФНБ (хотя средства потом и будут возмещены, так как речь идет не о прямом бюджетном финансировании, а о размещении средств в акциях или облигациях компании), только одной «Роснефти» правительство попросту не сможет, так как согласно его решению на инвестиционные цели в ближайшие три года будет отправлено из ФНБ максимум 60% его средств (то есть, 2,1 трлн рублей). А как же запросы РЖД, которые намерены модернизировать «Транссиб» и БАМ в том числе и за счет части средств ФНБ? И они также уже одобрены Белым домом на Краснопресненской набрежной. Так что речь пойдет, видимо, о несколько меньшей сумме.

Но в любом случае, частным нефтяным компаниям не светит раздача бюджетных денег. Да они их и не просят.

Они, прямо, как рядовые потребители услуг естественных монополий (подачи газа, света и грузовых вагонов), просто умоляют «объявить мораторий на повышение тарифов».

Например, глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов просит оказать помощь для сохранения уровня добычи нефти, причем не только для своей компании, но и для других добывающих холдингов. Завершить отраслевые проекты, начатые в предыдущие периоды, по его мнению будет невозможно.

Алекперов прямо жалуется на повышение тарифов естественных монополий. «Одной из мер (стимулирующих добывающий сектор — «МК»), является объявление моратория на повышение тарифов на услуги естественных монополий или даже изыскание возможностей по их снижению. Положительное решение данного вопроса может стать основой поддержания промышленного производства за счет сокращения издержек», — отмечено в письме Алекперова правительству.

Алекперов отметил устойчивое снижение цен на нефть и нефтепродукты. В октябре стоимость российской нефти упала в среднем на $13 за баррель (на 15%), на мировом рынке цены на ряд нефтепродуктов снизились на $180 за тонну.

«Анализ развития ситуации показывает вероятность дальнейшего снижения котировок на нефть до $70-80 за баррель», — подчеркивает глава ЛУКОЙЛа.

По мнению Алекперова, «действующие ограничения в доступе к открытию долгосрочных кредитных линий в европейских и американских банках, отказы зарубежных производителей в поставках специального оборудования для предприятий нефтедобычи и нефтепереработки оказывают дополнительную нагрузку на отрасль, препятствуют реализации российскими НК программы модернизации нефтеперерабатывающих мощностей в рамках обязательств, установленных четырехсторонними соглашениями с государственными контрольно-регулирующими органами».

Вице-премьер Аркадий Дворкович, по неофициальной информации, уже поручил Минэнерго, Минэкономразвития и ФСТ изучить вопрос о заморозке тарифов естественных монополий к профильному совещанию, намеченному на 11 ноября.

Сюжет:

Рост цен и падение рубля

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру