Убьет ли нефть экономику России?

Вашингтон и арабские шейхи перекрыли сырьевой клапан

Введенные против России западные санкции совпали с резким падением цен на нефть. С июня до конца октября котировки «черного золота» снизились с $114 до $85 за баррель, обновив рекордный минимум за последние четыре года. Руководители нефтедобывающих стран, в том числе и России, уверены: налицо последствия заговора ОПЕК и в первую очередь Саудовской Аравии с США. Как и в середине 1980-х годов, Вашингтон при помощи шейхов Ближнего Востока готов за счет искусственного обрушения нефтяных цен убить экономику России. И одновременно подставить ногу державам, нелояльным Госдепу. Той же Венесуэле. Однако те, кто развязал нефтяную войну, ходят по острию бритвы. Если стоимость сырья упадет ниже $80, то мировая нефтянка рухнет в пропасть, а добыча остановится не только в России, но и на Аравийском полуострове, и в США.

Вашингтон и арабские шейхи перекрыли сырьевой клапан

тестовый баннер под заглавное изображение

Цены на нефть не всегда разрушают экономику

США могут контролировать цены на нефть. Как и зачем? Во-первых, они являются главным потребителем «черного золота», а во-вторых, способны при крайней необходимости полностью обеспечить себя этим сырьем. Покупать нефть на Ближнем Востоке дешевле, чем производить внутри страны. Кроме того, американцы пришли к выводу, что копить запасы более перспективно для контроля мировой экономики.

Этот обоюдоострый меч Вашингтон пускал в дело несколько раз. Самым известным примером является обрушение нефтяных цен в 1986 году. Котировки «черного золота» находились, по меркам того времени, на запредельном уровне — $35 за баррель (по нынешнему масштабу — $200). Именно из-за этого тогдашний директор ЦРУ Уильям Кейси поехал в Эр-Рияд и уговорил прежнего короля Саудовской Аравии Фахда ибн Абдулу-Азиза-Аль Сауда резко — в разы — увеличить добычу нефти. Он добился своего — цены на «черное золото» пошли вниз. К 1991 году они упали до $12.

Многие до сих пор уверены: задачей США являлся удар по Советскому Союзу. Наша страна с декабря 1979 года вела войну в Афганистане. Американцам, которые поддерживали моджахедов, этот конфликт обходился все дороже и дороже. Например, с 1986 года Пентагон начал бесплатно поставлять исламистам самое современное на тот момент оружие — переносные зенитно-ракетные комплексы Stinger, стоимостью одного комплекта в $140 тыс. Причем это можно назвать актом экономической войны против СССР. Ведь доходы нашей страны от экспорта нефти при такой ее цене в $35 за баррель в начале 1980-х годов доходили до $30 млрд.

Впрочем, для Вашингтона существовала более важная цель, нежели Москва. Американцы спасали собственную экономику, которую стали зажимать в тиски сверхвысокими нефтяными ценами. США расплачивались за последствия войны Судного дня — арабо-израильского конфликта, произошедшего в октябре 1973 года. Тогда Египет отбил 10 километров Синайского полуострова и попытался продвинуться вглубь.

Арабские страны в ходе войны применили меры и экономического воздействия: основные игроки картеля ОПЕК ввели эмбарго на продажу нефти Западу. Организация начала практику согласования цен на «черное золото». Также картель стал применять квоты на продажу нефти на мировом рынке (искусственное ограничение добычи и поставок).

В результате нефтяные цены выросли в 10 раз: к 1981 году средневзвешенная цена нефти увеличилась с $3,5 до $35 за баррель.

Для импортеров, и особенно для США, десятикратное повышение цен привело к экономической стагнации, снижению уровня жизни, безработице. Автомобиле- и машиностроение, металлургия, любое энергоемкое производство, себестоимость которого зависит от цен на нефть, оказалось на грани банкротства. Потери промышленности доходили до $20 млн в сутки. «Арабы выжимали соки из земли, теперь выжимают из нас», — говорил тогда один из руководителей корпорации по производству спецтехники Caterpillar Джон Старки.

Советский Союз, в свою очередь, быстрыми темпами осваивал перспективную Западно-Сибирскую нефтегазоносную провинцию и воспользовался ростом мировых цен. Экспорт сырья увеличился втрое.

Но Уильям Кейси сделал свое дело и договорился с королем Саудовской Аравии. В результате в начале 1990-х годов нефтяные цены упали, что нанесло непоправимый урон советской экономике. Впрочем, не стоит переоценивать его смертельность — тогда наш ВВП зависел от нефтедолларов не более чем на 10%. Многие уверены, что советская экономика рухнула прежде всего из-за присущей ей товарной дефицитности.

Кому на руку падение нефтецен?

В настоящее время многие высокопоставленные российские чиновники уверены, что как и в том падении цен на нефть, так и в нынешнем виноваты Саудовская Аравия и США. Такого же мнения придерживаются и в других нефтедобывающих странах, не до конца лояльных Вашингтону.

Например, в существование масштабного геополитического сговора между США и Саудовской Аравией верит и министр иностранных дел Венесуэлы Рафаэль Рамирес. Он отмечает наличие «ценовых манипуляций с целью создания экономических проблем у нефтедобывающих стран».

В Венесуэле такое развитие событий может привести к довольно неприятным последствиям. Страна почти 20 лет поддерживает у себя низкие цены на топливо, тем самым субсидируя свою экономику. Дополнительные доходы они извлекают из экспорта в США. Однако Америка сейчас переживает нефтяной бум и в состоянии сократить внешнюю закупку.

Кому же это тогда выгодно? США? Саудовской Аравии? Или кому то еще?

Как Вашингтон «сливает» Россию

Прямые доказательства теории заговора найти нелегко. Однако есть мнение, что сговор Вашингтона и Эр-Рияда, возможно, направлен в первую очередь против России. Эту точку зрения, например, разделяет экс-министр финансов Алексей Кудрин. Он уверен, что сговор США с Саудовской Аравией не сокращать добычу приведет к тому, что введенные против нашей страны санкции достигнут цели в кратчайшие сроки.

Как известно, российская экономика рассчитана на основе цен на нефть в 2015–2017 годах на уровне $100. При падении ниже $90 в нашей казне образуется брешь в 1 трлн рублей. Если котировки рухнут и закрепятся ниже $80, то мы получим ущерб уже в 2 трлн рублей только для федерального бюджета.

Выгодно ли это США? Есть несколько точек зрения.

Согласно первой из них — более чем. Сегодня США — игрок номер один на нефтяном рынке по ее уровню потребления. Кроме того, год от года американцы наращивают добычу «черного золота». Прежде всего, за счет так называемой сланцевой нефти. За шесть лет добыча «сланцев» только в штате Дакота выросла в 150 раз и превышает 660 тыс. баррелей в сутки.

Как отмечает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, в 2015 году США собираются наладить даже экспорт сланцевой нефти. Вашингтон хочет показать, насколько может сильно влиять на мировой рынок.

Впрочем, по словам аналитика группы «Альпари» Анны Кокоревой, низкие цены на нефть могут сыграть и против США. Если Ближний Восток — Саудовская Аравия, Ирак или Кувейт — способен демпинговать в борьбе за азиатского покупателя (себестоимость добычи Ближнем Востоке находится на низком уровне), то производство сланцевого сырья в Америке доходит до $80 за баррель. В случае падения цен до такого уровня выплескивать на рынок дополнительные объемы для США окажется нерентабельно.

ОПЕК играет против себя самой

«Страны ОПЕК, вместо того чтобы сообща предпринять меры по стимулированию рынка, вступили в жесткую борьбу за покупателей и стали понижать отпускные цены, — говорит аналитик группы «Альпари» Анна Кокорева. — Сначала стоимость снизили Саудовская Аравия и Катар, затем к ним подключились Иран, Ирак, Кувейт. Один из крупнейших мировых экспортеров — Саудовская Аравия — обычно снижал объем производства, когда цена на нефть падала ниже $100, но на этот раз саудиты, наоборот, увеличили добычу. В 2013 году Саудовская Аравия добывала 9,6 млн баррелей в день, в 2014-м суточная добыча держится на уровне 9,7 млн баррелей. Скорее всего это не случайно, поскольку Штаты, с одной стороны, уменьшили на 41% долю нефти, импортируемую из африканских стран, а с другой — стали больше покупать из Саудовской Аравии. Сейчас этот показатель равен 20%». Прослеживается определенная закономерность: саудиты снижают экспортные цены, а США им помогают, компенсируя закупаемыми объемами ценовые потери. Экстренное совещание картеля по просьбе Венесуэлы созвать так и не удалось, поэтому инвесторы и добытчики с нетерпением ждут следующего планового заседания ОПЕК, запланированного на 27 ноября в Вене.

Однако объективных предпосылок к повышению стоимости нефти на сегодня действительно не существует. Во-первых, мировой уровень добычи неизменно растет. Некоторые страны показали снижение суточной добычи, среди лидеров падения — Сирия, Йемен, Великобритания, Ливия, Нигерия, Австралия, Новая Зеландия и Бруней, однако в целом рост произошел за счет США, Канады, Колумбии, Эквадора, Казахстана, России, ОАЭ и Судана. Дальнейший рост будет достигнут благодаря отдельным государствам, а не за счет плавного пропорционального увеличения производства. По прогнозу ОПЕК, к 2020 году предложение нефти увеличится до 89,7 млн баррелей, а к 2035 году — до 100,2 млн.

Лидерами по темпам роста предложения нефти в ближайшие четыре года вне картеля станут США, Канада, Латинская Америка, Россия и Азия.

Низкие цены на нефть при возможности может обеспечить и Иран. Эта страна является вторым по величине производителем нефти в ОПЕК. Сейчас Иран затронут западными санкциями, и ее поставки «черного золота» ограничены. Если эмбарго будет снято, Тегеран вполне сможет оказать ценовую конкуренцию Эр-Рияду и также подавить рост нефтяных котировок.

Есть еще одна причина низких цен. Нынешний нефтяной рынок не столько сырьевой, сколько финансовый, где балом правит фьючерс — контракт на поставку нефти в будущем.

«Помимо спроса-предложения одним из главных факторов формирования цен на нефть является стоимость фьючерсных контрактов на мировых биржах, — говорит директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Трейдеры ежедневно заключают договоры на миллиарды долларов. При этом реальных сделок по купле-продаже нефти не совершается, но все это сильно подогревает рынок».

По сути дела, это «бумажная» нефть, некая альтернатива ценным бумагам. Основной причиной сокращения спроса стала значительная потеря спекулятивной привлекательности нефтяных фьючерсных контрактов из-за глобальной политической нестабильности. Во II полугодии 2014 года инвесторы потеряли огромное количество денег и больше не хотят рисковать.

По прогнозу Симонова, «падение продолжится до уровня $75 за баррель и продержится не менее полугода. Это дно, поскольку такая цена очень близка к себестоимости добычи сланцевой нефти в США. Правда, американцы утверждают, что за последнее время им удалось снизить себестоимость до $50, но никаких доказательств своего технологического прорыва они не представили. Чудес не бывает. Поэтому я сомневаюсь в столь низкой себестоимости добычи».

Шок и трепет России

Говоря о шоковом сценарии развития российской экономики, Константин Симонов заявил, что, по его подсчетам, падение расчетной базовой среднегодовой стоимости нефти с $96 (базовая цена бюджета-2015, при которой его дефицит не превысит 0,6% ВВП) до $75 приведет в будущем году к потере около 1,5 трлн рублей, или 10% доходов федерального бюджета.

Это одна из причин стремительно дешевеющего рубля. Правительство, таким образом, компенсирует падение долларовых цен на нефть увеличением объема рублевой выручки экспортеров, а значит, доходов в бюджет.

«В любом случае, даже если цены на нефть упадут даже до $60, чего опасаются многие эксперты, обвала мировой экономики не случится», — полагает Симонов.

Заговор — не заговор?

Резкое падение цен на нефть невыгодно никому в нынешней ситуации. Даже странам ОПЕК построить бездефицитные бюджеты возможно лишь при цене на нефть на уровне $75–80 за баррель. Если падение котировок продолжится, к 2015 году нефтяные шейхи не смогут ни осуществить многочисленные инфраструктурные проекты, ни нарастить военный бюджет.

Например, министр нефти Кувейта Али аль-Омаир уверен, что дно нефтяных цен — $76–77 за баррель. Он надеется, что на встрече картеля ОПЕК, которая намечена на 27 ноября, нефтяные шейхи одумаются, сократят добычу и стабилизируют цены в пределах $90 за баррель. А лучше вернут до $100.

Россия не ждет приговора шейхов и действует на опережение. 12 октября в черноморской резиденции Владимира Путина побывал король Бахрейна Хамад Аль Халиф. Спустя 10 дней российский президент в Сочи встречался с наследным принцем одного из эмиратов ОАЭ и братом нынешнего президента страны Мухаммедом Аль Нахайяном. Вполне возможно, что на встречах обсуждался план контрмер против отрицательной динамики нефтяного ценообразования.

Не случайно, что главный правительственный прогнозист, замминистра экономического развития Алексей Ведев практически сразу заявил, что мир не вошел в эпоху низких цен на нефть. Напротив, он уверен, что в 2015–2017 годах они будут колебаться в пределах $90–110 за баррель. Если прогнозы Минэкономразвития наконец-то сбудутся, то российская экономика будет расти вопреки всяким санкциям.

У России есть еще один союзник. Цены на нефть отражают баланс между спросом и предложением. Главным покупателем «черного золота» сейчас являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Темпы роста здесь, и прежде всего в Китае, постепенно замедляются. Поднебесная уже сократила закупки сырья в той же Саудовской Аравии — везти далеко и дорого. Это также послужило одной из причин падения цен.

Однако ситуация меняется на глазах — Пекин принял очередной пятилетний план масштабного перемещения крупных промышленных предприятий с побережья страны в глубинку — в экономически депрессивные регионы. На это уже выделены триллионы юаней. Закупки нефти в России и в Латинской Америке (в Венесуэле, в частности) существенно увеличились.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру