"Мы считаем, что мы сейчас должны подготовить наш бюджет к тому, чтобы иметь так называемый запасной вариант. В случае если внешние условия будут такие же непростые, как сегодня, то мы должны иметь запасной вариант, на случай от каких обязательств, от каких расходов мы могли бы отказаться", — заявил глава Минфина, выступая в Госдуме, где в пятницу проходит первое чтение бюджета РФ на 2015-2017 годы.
"Бюджет постоянно не может иметь расходы, которые были составлены при другой экономической реальности. Мы должны всегда иметь вариант на случай, если такие времена продолжатся и дальше", — подчеркнул Силуанов.
При этом министр напомнил, что Минфин не планирует пополнять Резервный фонд в следующем году, эти средства планируется направить на частичное замещение заимствований. Если же неблагоприятная ситуация в экономике продолжится и в 2015-2017 годах, то на покрытие приоритетных расходов могут быть также направлены и средства резервного фонда правительства. "Сейчас сложно сказать, как будут развиваться события, но резервы мы должны иметь", — сказал министр.
Силуанов обратился к депутатам с просьбой разрешить Минфину при необходимости использовать средства Резервного фонда в 2015 году. "Мы его для этого и создавали, и сейчас в Резервном фонде свыше 3 триллионов рублей. Мы просили бы разрешить правительству использовать до 500 миллиардов рублей, если продержится такая же ситуация, как сегодня", — отметил министр.
"Но Резервный фонд не бесконечен, и мы должны приводить расходы к новым возможностям бюджета, здесь и оптимизация госпрограмм… там большие есть резервы", — добавил Силуанов.
Напомним, что Госдума РФ в пятницу рассмотрит проект федерального бюджета на 2015 год и на период 2016 и 2017 годов с планируемым дефицитом на уровне 0,6% ВВП в течение трех лет.
Проект бюджета верстался исходя из макропрогноза, предполагающего восстановление высоких темпов роста в эту трехлетку (прирост ВВП до 1,2% в 2015 году, а затем до 3% в 2017 году). В 2014 году, как предполагается, этот показатель составит 0,5%.
По итогам 2014 года инфляция ожидается на уровне 7,5% (против 6,5% в 2013 году). По прогнозам этот показатель должен упасть до 5,5% к 2015 году. К 2017 году инфляция составит 4%.
В 2015 году бюджет рассчитан исходя из курса рубля на уровне 37,7 за доллар.
Согласно документу, доходы бюджета в 2015 году составят 15,082 триллиона рублей (19,5% ВВП), в том числе объем дополнительных нефтегазовых доходов — 344,261 миллиарда рублей, расходы — 15,513 триллиона рублей (20% ВВП), дефицит — 430,718 миллиарда рублей (0,6% ВВП).
На 2016 год запланированы доходы 15,796 триллиона рублей (19% ВВП), среди них объем дополнительных нефтегазовых доходов прогнозируется на уровне 355,802 миллиарда рублей, расходы — 16,272 триллиона рублей (19,6% ВВП), дефицит — 476,3 миллиарда рублей (0,6% ВВП).
Что касается доходной части в 2017 году, то планируется, что бюджет получит 16,548 триллиона рублей (18,4% ВВП), среди которых 359,748 миллиарда рублей — дополнительные нефтегазовые доходы. Расходы составят 17,089 триллиона рублей (19% ВВП), дефицит — 540,9 миллиарда рублей (0,6% ВВП).
Расходы сформированы в рамках "бюджетного правила". По нему базовая цена на нефть рассчитывается как среднее за последние несколько лет и составит 96 долларов за баррель в 2015-2017 годах. Цена на нефть марки Urals в 2015-2017 годах прогнозируется на уровне 100 долларов за баррель. За прошедший период 2014 года нефть торговалась на уровне 104 долларов.