После того как в начале августа Россия ввела ограничения на импорт продовольственных товаров на общую сумму не менее $10 млрд из ЕС, США и других стран, возникла реальная угроза, что во втором полугодии 2014 года резко упадут таможенные поступления в бюджет. Однако глава ФТС Андрей Бельянинов уверен, что этого не произойдет: в прошлом году таможенники перечислили в бюджет 6,6 трлн рублей, на 23 октября 2014 года — 5,6 трлн рублей. В конце года планируется собрать рекордные 7 трлн. Между прочим, это на триллион с лишним больше, чем соберут налогов фискальные органы.
При этом с начала августа в России в разы увеличился импорт фруктов и овощей из Сербии, Украины, Македонии и других близлежащих к Евросоюзу стран. Объем ввоза яблок из Сербии и Украины вырос в 4,5 раза, персиков из Македонии — в 1,8 раза, из Сербии — в 3,8 раза, из Турции — аж в 72 раза! По мясу раньше доля Украины в импорте была 5%, сейчас уже 55%. То есть за два месяца этот показатель подрос в 11 раз.
Чудес не бывает, и все прекрасно понимают, что рост импорта из этих стран связан с реэкспортом запрещенных к ввозу в Россию товаров. Таможенники выявили уже десятки случаев подделок сопровождающих груз документов, исходя из которых невозможно определить реальную страну происхождения продукта.
Кроме того, некоторые бизнесмены, чтобы обойти эмбарго, пытаются наладить лжетранзит, когда, например, фура со свининой из Польши якобы идет в Монголию, но по пути разгружается в России, и таким образом мясо контрабандой попадает на прилавки наших магазинов. Доходит до того, что таможенники вынуждены сопровождать такие грузовики до конечного российского таможенного пункта.
Всего, по данным ФТС, с 8 августа таможенники запретили к ввозу 825 товарных партий на сумму $4,45 млн. Возбуждено 158 дел об административных правонарушениях. В принципе не много. Могло быть гораздо больше.
По признанию таможенников, несколько облегчило им работу введение с этого года обязательного электронного декларирования. Сейчас 99,9% таможенных деклараций в России подаются по Интернету. Естественно, это не только ускоряет прохождение товара, снижает расходы на администрирование таможенников и бизнесменов, но и позволяет более качественно отслеживать логистику, выявлять случаи поставок контрафакта или откровенной контрабанды.