Что обещал в мае 2012 года Владимир Путин? Довольно много. Главным образом, довести оклады учителей, врачей и ряда других категорий бюджетников до уровня 100% от средней заработной платы региона, где они работают.
В регионах-донорах это в той или иной форме это удалось сделать. Например, в Москве. В провинции до сих пор ждут помощи из центра. Могут и не дождаться.
Кремль обещал повышение зарплат этих категорий бюджетников на уровне 10-15% в год. Однако в проекте федерального бюджета-2015 заложено максимум 5%. Ректор Высшей школы экономики (член экспертного совета Госдумы) Ярослав Кузьминов заявил, что фактически зарплаты бюджетникам заморозят, ведь уровень инфляции, заложенный в бюджет в районе 5-5,5%, самом деле превысит, по расчетам экспертов ВШЭ, 8%.
К тому же уже сейчас обещания Путина были выполнены не везде — оплата работников образования и медицины далеко не во всех регионах выросла до среднего заработка. По данным ВШЭ, в большинстве развитых стран этот показатель составляет 110-120%.
Не случайно на заседании Экспертного совета думского бюджетного комитета Ярослав Кузьминов вспомнил, что «железный канцлер» Отто Бисмарк в 1871 году заявил: Франко-Прусскую войну «выиграл прусский учитель». Вот что значит качество образования. Это замечание особенно актуально для России, которая сейчас проводит масштабное многотриллионное перевооружение.
Кто же будет управлять сложнейшими боевыми системами? Чтобы метко стрелять, «учебки» уже не хватит — нужно будет знать, например, высшую математику. Однако, как предупредил Кузьминов, согласно проекту федерального бюджета количество преподавателей ВУЗов могут сократить на 15%. Это объясняют ликвидацией неэффективных университетов и институтов, а также снижением количества студентов по демографическим показателям.
По мнению как государственных, так и независимых экспертов, это приведет к снижению качества высшего образования в целом. Сокращаются также бюджетные ассигнования на науку на 3-5%. По словам Кузьминова, это особенно опасно сейчас, когда западные санкции запрещают получать передовые технологии сырьевым предприятиям.
Еще более опасная ситуация складывается, по словам Кузьминова, с недофинансированием здравоохранения.
Выход, по мнению Кузьминова, в том, чтобы существенно увеличить дефицит федерального бюджета с 0,6% до 1% ВВП. Это должно дать бюджету 500-600 млрд рублей дополнительных средств на развитие науки и образования.
Правда, этого окажется мало. В Институте экономики РАН предлагают увеличить дефицит бюджета до 2,5% ВВП. Это необходимо, чтобы реальный сектор экономики получил из бюджета в 2015 году еще 1,5 трлн рублей. Тогда темпы роста могут существенно ускориться — от планируемых 1,2% до 3-4% ВВП.
Впрочем, при всей заманчивости таких инициатив, есть один, но важный минус. В этом случае бюджет придется отправлять обратно в правительство. Это, по словам председателя бюджетного комитета Госдумы Андрея Макарова, приведет к экономическому и политическому кризису, так как избиратель окончательно утратит доверие к власти.