Рубль пикирует в пропасть

А Кудрин поддерживает рубль

Рубль вновь продолжает падать — в пятницу «деревянный» похудел до 41,05 рубля (минус 30 копеек) за доллар и до 52,18 рубля (минус 38 копеек) за евро. В ходе торгов были поставлены и новые антирекорды. Валютные интервенции ЦБ, по неофициальной информации, уже доходят до $10 млрд. Среди других инструментов, которые рассматриваются в качестве «спасательного круга» рубля, служит инициатива советника президента Сергея Глазьева, который предлагает зафиксировать курс национальной валюты и держать его в этом коридоре, пока не закончится спекуляция на рынке. Экс-глава Минфина Алексей Кудрин вновь подверг эту идею жесткой критике. С последним согласны независимые эксперты, опрошенные «МК».

А Кудрин поддерживает рубль

Как заявил Сергей Глазьев, для борьбы с инфляцией ЦБ нужно зафиксировать курс рубля на определенном уровне и держать его в этом коридоре до тех пор, пока не закончится неоправданная спекулятивная составляющая падения российской валюты.

У Кудрина иное мнение: он считает, что фиксированный курс лишь истощит золотовалютные резервы, а также приведет к формированию черного валютного рынка.

По словам бывшего министра финансов, для большинства стран укрепление курса национальной валюты связано с ростом несырьевого экспорта и повышением конкурентоспособности. Наша страна, желающая уменьшить влияние нефтегазовых доходов на курс, должна создавать резервы в момент интенсивного роста цен на эти товары.

Россия должна была это делать раньше — с 2000 по 2013 год — когда цены на нефть и газ росли. Соответственно, тогда рубль если и не рос, то, по крайней мере, не падал. «Теперь при ухудшении конъюнктуры мы получаем обратный тренд, и с этим нужно мириться, даже если это временно поднимет инфляцию», — отмечает Алексей Кудрин.

Примерно аналогичное мнение высказывает и нынешний министр финансов Антон Силуанов. «Мы считаем, что это правильно в нынешних условиях, когда цены на нефть падают, когда происходит значительный отток капитала. В нынешних условиях нужно дать больше гибкости курса, чтобы ЦБ не израсходовал быстро свои золотовалютные резервы», — говорит глава Минфина.

Отпустить рубль в свободное плавание ЦБ рассчитывает с начала следующего года. Пока Банк России поддерживает курс «деревянного» исключительно за счет валютных интервенций. С начала октября на эти цели было потрачено $10 млрд. Напомним, что после кризиса 2008-2009 года только за пять месяцев на сдерживание курсовой динамики ЦБ потратил $200 млрд.

Такими темпами, золотовалютные резервы России быстро истощатся, тогда как, если отпустить рубль в свободное плавание, он, спустя некоторое время, отыграет падение, а наша стран, в таком случае, сохранит накопления на самый «черный день».

ЭКСПЕРТЫ «МК»:

Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа ФБК

Плюсов от фиксации рубля на определенном уровне не существует. Если они и есть, то только иллюзорные. Если власти объявят о фиксации, то население рванется в обменные пункты, чтобы скупить остатки валюты по нынешнему курсу и вынут из банков последнюю ликвидность. Доллары и евро, в таком случае, можно будет достать только на «черном рынке», где они будут стоит в два раза дороже, чем сейчас.

Конечно, в СССР существовал единый курс доллара по отношению к рублю. Однако тогда было другое положение — валюту, фактически, нельзя было внутри страны потратить законными способами.

Сейчас ситуация пошла в разнос. Фиксация курса рубля подогреет ажиотаж спроса на валюту и реальная рыночная стоимость российских денежных знаков упадет в пропасть.

Существуют жесткие меры — отпустить рубль в свободное плавание. То есть, прекратить валютные интервенции ЦБ. Рубль, естественно, обрушится, однако в будущем это падение можно будет отыграть рыночными способами. Это скажется и на инфляции, и на других приоритетных стимулах экономического развития страны, однако золотовалютные резервы России будут сохранены.

Александр Разуваев, директор аналитического департамента Альпари

Ситуация для рубля не самая благоприятная фундаментально. Очень вероятно, что в следующем году ФРС США начнет повышать ставку. А это означает укрепление доллара США против основных мировых валют и, главное, для России падение цен на нефть.

Некоторые экономисты уже даже предлагают ввести фиксированный курс рубля. Однако, это, конечно, очень плохая идея. Если Банк России будет поддерживать курс рубля на фиксированном уровне, то ему придется идти против рынка, потратить значительные международные резервы. Это приведет к снижению суверенного рейтинга России, и впоследствии резко снизит финансовые возможности российского государства в нынешнее непростое время.

Если же Банк России не будет тратить резервы, просто введя официальный курс, то быстро возникнет черный рынок с соответствующей криминальной составляющей. Следом за вводом фиксированного курса, вероятно, последуют ограничения на движение капитала. Эти меры традиционно применяются слабыми в экономическом и политическом плане странами. Россия к ним не относится. Россия – шестая экономики мира, успешная страна, успешных людей. Именно поэтому мы обязаны сохранить абсолютно рыночное регулирование валютного рынка и шире финансовой сферы. На фиксированный курс Россия не пошла даже после дефолта 1998 года, а введенные временные тогда ограничения на движение капитала касались лишь иностранных держателей ГКО.

Репутация в мире денег стоит очень дорого. В конце нулевых российское правительство мечтало создать в Москве международный финансовый центр. И административное регулирование окончательно похоронит эту мечту. Рано или поздно политическая ситуация изменится, санкции отменят. На российский рынок акций и облигаций вернутся западные инвесторы. Жажда наживы очень упрямая вещь. Они вряд ли полюбят Россию, но, как известно, если у тебя проблемы с совестью, надо просто взять ее в долю. Уже сейчас некоторые инвесторы из Азии проявляют интерес к нашим активам, отпугнуть их – худшее, что мы можем сделать.

Интеграция стран ТС предполагает ввод евразийской валюты, рабочее название алтын. Однако, все прекрасно понимают, что это будет новая версия российского рубля. Экономика Казахстана составляет 10% от российской, Беларуси – 3,5%. Экономики России и Казахстана очень близки по своей структуре. Без вывода алтына на Forex вряд ли можно будет говорить о его шансах стать региональной резервной валюты. Если доверие к рублю будет подорвано, то шансы алтына в глобальной экономике будут стремиться к нулю.

Сюжет:

Падение курса рубля

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру