Наблюдаемый в прошлом стремительный рост бизнеса компании был обеспечен во многом иностранными и отечественными банками. В текущей экономической ситуации доступ к дешевым кредитам несколько сузился, что, в итоге, и привело компанию к проблемам. По данным «Лента.ру»: «На конец 2013 года, соотношение чистый долг/EBITDA «Трансаэро» составляло 5,9. .. Прибыль от операционной деятельности компании за 2013 год составила лишь 8,4 миллиарда рублей, а финансовые расходы достигли 10,4 миллиарда».
В связи с неоднозначной ситуацией Сбербанк сократил объем рисков для компании, что в контексте жесткой политики Центробанка по отношению к финансовым учреждениям выглядит более чем оправданно.
Рост тарифов на билеты является только одним шагом из целого комплекса мер, которые предпринимает перевозчик, чтобы справиться с мощной долговой нагрузкой. В целях сокращения издержек и роста прибыли, например, компания планирует сокращение количества рейсов, а также уходит из «Шереметьево», в котором она стремилась присутствовать последние несколько лет. Конкурентная борьба и амбиции стоят дорого. Но авиакомпания нашла нестандартный выход.
Издание «Лента.ру» сообщает, что перевозчик пытался получить помощь у государства для покрытия своих финансовых обязательств. Глава авиакомпании Ольга Плешакова в письме на имя Игоря Шувалова ссылается на запрет полетов над территорией Украины, в связи с которым авиакомпания терпит убытки в размере 3 млн. долларов. Поэтому г-жа Плешакова просила госгарантии на 10 млрд. руб. и 1,5 млрд. руб. в качестве нового кредита от Сбербанка. Хотя потом компания передумала и сообщила, что «В настоящее время не нуждаемся в государственной поддержке в виде госгарантий».
Эксперты считают, что долговая нагрузка - результат деятельности менеджмента самой авиакомпании. «Сейчас стало модно выставлять себя пострадавшим от западных санкций и обращаться к государству за компенсацией, — считает Михаил Тульский, президент Исследовательского центра "Политическая Аналитика". — На мой взгляд, государство должно решительно разбираться с такими любителями списывать свои финансовые проблемы на внешнеполитический кризис».
С ним согласен аналитик «Инвесткафе» Роман Гринченко: «Бурный рост обошелся компании недешево. «Трансаэро» активно привлекала дополнительное финансирование для своих проектов, что привело к усилению долговой нагрузки. На мой взгляд, это является ахиллесовой пятой перевозчика».
. Помощник президента России Андрей Белоусов сообщил: «… я знаю достаточно хорошо финансово-экономическое положение этой компании. Там есть свои сложности. Но там ничего критического, с моей точки зрения, нет. Если менеджмент будет вести себя достаточно ответственно, то ничего похожего там на какие-то сложности и дефолт — там этого просто не будет».
При этом необходимо отметить, что социальная нагрузка падала, прежде всего, на плечи конкурентов. Тем более странно сейчас наблюдать, как для решения своих долговых проблем авиакомпания пытается просить помощь у государства, а значит, у налогоплательщиков.
На мой взгляд, просьба «Трансаэро» выглядит не то чтобы неправомерно, а даже нагло, —считает Михаил Тульский, — «Трансаэро» изначально позиционировала себя как частная компания, не имела никакого отношения к государству. Это частный бизнес: вы не смогли просчитать свою финансово-хозяйственную деятельность и терпите убытки, а теперь, по сути, перекладываете свои промахи на плечи налогоплательщиков — тех, кто и пользуется вашими услугами.… Почему другие не просят помощи — S7, «Уральские авиалинии», ведь все сейчас в равных условиях?».