Чем ответить импорту?

Российский малый бизнес предлагают «простимулировать»

Готовы ли отечественные предприниматели стать «героями импортозамещения» и какую поддержку им окажут федеральные и местные власти, кроме собственно деклараций о новой политике? Эти темы активно обсуждались на минувшей неделе в Москве.

Российский малый бизнес предлагают «простимулировать»
Фото: ДМИТРИЙ ПОДРЕЗОВ

В Торгово-промышленной палате РФ прошел «круглый стол» о «конкурентной промышленной политике» для малого и среднего бизнеса при взятом курсе на замену импорта. В первую очередь имелись в виду те предприятия, которые занимаются инновациями и производством. На обсуждение позвали представителей Минэкономразвития и Минпромторга, московской мэрии, инновационной инфраструктуры и самих предпринимателей. Еще до начала заседания некоторые умудренные опытом участники «из народа» скептически перешептывались: «Сейчас будут докладывать, как у бизнеса все прекрасно». Однако первый же спикер, директор Департамента предпринимательства и услуг ТПП РФ Анна Палагина, развеяла предположения об идиллическом настрое:

— К сожалению, вынуждена обострять и без того непростую ситуацию. В Торгово-промышленную палату поступил на рассмотрение проект бюджета РФ на 2015–2017 годы, и то, что мы увидели по программам развития МСП, нас сразу не порадовало. Меры поддержки сокращаются на 25%. Где логика? Ведь только закончились битвы по налогам с продаж. Мы будем обращаться к руководству, предлагать дополнительные меры, в том числе прямой поддержки... Много говорится о сельском хозяйстве. Но есть специфические направления импорта — экзотические фрукты-овощи, вместе с тем, по данным Росстата за 2013 год, лук, морковь, свинину мы также тотально завозим из-за рубежа, а полностью себя обеспечиваем только зерновыми. Значит, нужна помощь начинающим фермерам. И подобных примеров десятки.

Палагина отметила, что положительные сдвиги все же есть. В том числе это касается увеличения доли госзакупок продукции у малого бизнеса и расширения доступа к заемным средствам через гарантийные механизмы. Предложения ТПП Палагина поделила на три группы — общие меры для развития промышленности; поддержка сектора инноваций и адресные программы для отраслей (наиболее перспективных и тех, что испытывают особые трудности). Торгово-промышленная палата будет настаивать на включении в эксперимент по налоговым каникулам малых инновационных компаний (каникулы на срок 3–5 лет) и пересмотре специальных налоговых режимов (в частности, хотят увеличить предельный оборот для применения «упрощенки» до 200 млн руб.).

Развивая тему госзакупок, глава столичного Департамента по конкурентной политике Геннадий Дегтев сообщил, что объем инновационной продукции в системе городского заказа должен вырасти в три раза к 2018 году: «Сегодня заказчики Москвы при формировании плана-графика заказов должны отводить не менее 5% в год на инновационные товары и технологии. Это около 30 млрд рублей в год. За четыре года объем должен увеличиться до 15%. То есть инновационные предприятия смогут рассчитывать еще на 60 млрд рублей из столичного бюджета».

Также Дегтев рассказал, что в настоящее время закупается около 200 наименований инновационных товаров. Самые популярные среди них — плитки из резиновой крошки, асфальтобетоны, строительное стекло, дренажные полотна и огнезащитные покрытия. Однако перечень может значительно увеличиться. По словам Дегтева, на запущенном в 2013 году портале поставщиков (www.market.zakupki.mos.ru) у инноваторов есть возможность самим заявить о своих товарах и услугах. Чиновник призвал делать это активнее, недаром новый интернет-ресурс в мэрии уже прозвали «публичной витриной городского заказа». С начала работы портала на нем разместили более 3 миллионов оферт и заключили более 380 тысяч контрактов на 25,5 млрд рублей. Только за 2014 год сумма договоров с малым бизнесом составила более 7,5 млрд рублей.

Руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Олег Бочаров уточнил: «Когда мы говорим о конкуренции, она должна быть во всем. Но понятие «бизнеса» часто опускается, если дело касается мер поддержки: они становятся уже не экономическими, а социальными, если стараемся удержать предприятия на плаву. Субсидиями не обойтись: например, по нашему сектору в год выделяется 8 млрд рублей, ими пользуется тысяча предпринимателей, а компаний сотни тысяч. Надо переходить к мерам стимулирования».

Одним из таких направлений Бочаров назвал программу развития столичных промзон. Недавний анализ предприятий в московских технопарках показал, что выручка на квадратный метр и производительность труда там значительно выше, чем по столице. Например, в Строгине средняя выработка на человека в год составляет 5 млн рублей (по сути, это и есть те высокопроизводительные места, о создании которых говорил президент).

Уже не первый раз столичные чиновники вспоминают о фрилансерах. «Эти люди составляют важную часть трудовых ресурсов города, выполняют заказы корпораций, — подчеркнул Бочаров. — Наша задача создать условия для их карьерного роста, предложить качественные образовательные услуги. Это мощная сила, которая может быть использована для развития малого и среднего бизнеса в Москве».

Также руководитель ДНПП напомнил, что по поручению Сергея Собянина в столице организован Штаб по импортозамещению (его возглавила зам. мэра по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Наталья Сергунина).

В свою очередь представители Минпромторга и Минэкономразвития сообщили, что их ведомства разрабатывают инструменты, которые упростят доступ инновационных и производственных компаний к финансовым потокам и участию в крупных проектах. Особо отметили Фонд развития промышленности, который должен субсидировать процентные ставки по отраслям или предоставлять средства на возвратной основе под пониженный процент, и пилотные программы партнерства малого бизнеса с «РЖД», «Автодором», «Россетями».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру