Как заявил Арсений Яценюк, «они надеялись, что мы не отдадим долги по газу, но долг в $1,67 млрд мы заплатили до копейки». Под местоимением «они» украинский премьер, судя по всему, имеет в виду Россию в целом и «Газпром» в частности. Однако Яценюк либо лукавит, либо искренне заблуждается, не до конца понимает структуру долговых обязательств Украины перед Россией и не знает, какое место в ней занимают долги за газ.
Как утверждает официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов, выплаченные Киевом средства до «Газпрома» не дошли. Это и не удивительно. История возникновения этого долга такова. В декабре прошлого года Владимир Путин пообещал Украине предоставить кредит в размере $15 млрд. Эти деньги должны были пойти не только на оплату газовых долгов, но и на укрепление курса гривны, который неуклонно снижался. В обмен тогдашний украинский президент Виктор Янукович дал гарантии, что его страна откажется от интеграции с Евросоюзом.
Деньги выделялись из Фонда национального благосостояния. На них Россия покупала еврооблигации «Нафтогаза Украины». Первый транш на сумму $3 млрд был перечислен. Однако последствия Майдана и смена власти на Украине привели к заморозке этой кредитной линии. В конце сентября наступил срок погашения облигационного займа «Нафтогаза» в объеме $1,595 млрд. С учетом купона украинская компания должна была выплатить как раз $1,67 млрд.
О частичном погашении долгов Украины за поставку российского голубого топлива нельзя говорить и по другой причине. Окончательная договоренность по газовому вопросу между нашими странами пока не достигнута. «Газпром» согласился сбросить цену тысячи кубометров с $485 до $380, но позиция Киева не прозрачна: платить по счетам украинские чиновники пообещали только на словах. На деле они продолжают искать альтернативу российскому газу на Западе.
Предполагается, что соглашение между Украиной и Россией, которое прояснит отношения стран в газовой сфере, будет подписано до 12 октября. Всего до конца года Киев должен выплатить «Газпрому» $3,1 млрд — эта сумма учитывает предоплату новых поставок газа (примерно на $2 млрд), а также включает в себя часть существующего долга (общий долг превышает $5 млрд).
На выплате этих средств настаивает Евросоюз. По словам вице-президента Еврокомиссии по энергетике Гюнтера Эттингера, если стороны не достигнут компромисса, может повториться ситуация января 2009 года, когда Россия перекрыла газовую трубу на Украину. Киев тогда начал воровать транзитный газ, и Европа осталась без топлива.
Очевидно, что, погашая обязательства по облигациям «Нафтогаза» и утверждая, что это долги за газ, Украина мутит воду и намерена вконец запутать переговорный процесс. Перечисляя эти средства, Киев пытается демонстрировать Брюсселю свою добрую волю в отношениях с Москвой. В результате зимой, когда запасы в украинских хранилищах иссякнут, Киев начнет воровать экспортный газ, предназначенный Европе, и обвинит в недопоставках Москву.