Накопительную часть пенсий «заморозят» еще на пять лет?

Об этом проговорился зампред Пенсионного фонда России Николай Козлов

Социальный блок правительства, руководимый вице-премьером Ольгой Голодец, в последнее время то и дело запугивает будущих пенсионеров. Третий год подряд – на этот раз речь идет уже о 2015-ом – власти замораживают накопительную часть пенсионных накоплений граждан. И вот опять: зампред ПФР Николай Козлов заявил, что накопительная часть отменяется еще на пять лет вперед.

Об этом проговорился зампред Пенсионного фонда России Николай Козлов

Вообще то Козлов выразился весьма туманно: «Государство второй год подряд отказывается финансировать накопительный компонент. Это делается по финансовым причинам. И рассчитывать на то, что в обозримом будущем, то есть в следующие пять лет, накопительный компонент будет формироваться из бюджета, не приходиться».

Это заявление вышло настолько путанным, что даже в пресс-службе ПФР его затруднились детально прокомментировать, предположив только, что Козлов говорил о пяти годах, как о сроке выбора или замены негосударственного пенсионного фонда, в котором граждане могли бы разместить свою накопительную часть пенсии.

Однако если все же попытаться перевести высказывание Козлова с бюрократического языка на общепринятый, то получается, что чиновник вынес просто напросто вынес приговор всей обязательной накопительной пенсионной системе. Ведь если она не будет действовать не только в 2015 году, но и еще и до 2020 года, то реанимировать её уже не удастся.

Поясним. Согласно пенсионной реформе образца 2002 года пенсионные накопления граждан, родившихся в 1967 году и позднее, состоят из двух обязательных частей – страховой (еще её называют солидарной) и накопительной. На первую работодатели направляют 16% от фонда заработной платы (естественно, деньги перечисляются с доходов отдельного застрахованного лица), на вторую – 6%. Итого: 22%. При этом существует верхняя планка облагаемой страховым платежом суммы на одного работника. Сейчас – 624 тыс. рублей за год.

Из страховой части все деньги переводят нынешним пенсионерам. А потенциальным обещают, что их будущие пенсии ежегодно индексируются с учетом инфляции.

А накопительные 6% либо оседают в ВЭБе (если гражданин сам не знает, что с ними делать, таковых «молчунов» более 80%)), либо добровольно размещаются в негосударственных пенсионных фондах (НПФ). И ВЭБ и НПФ размещают эти деньги в различного рода надежных госбумагах. Но пока только и ряда НПФ доходность достигала величин, немного превышающих инфляцию. ВЭБ же доходностью не блещет.

В результате получилось следующее: часть пенсионных средств, уплаченных за своих работников работодателями, в ПФР не попадает и не идет на уплату нынешних пенсий. Экономика же не получает от накопительной части достаточных «длинных» денег, так как при их размещении существует множество ограничений и запретов.

Мало того, у ПФР не хватает денег на нынешних пенсионеров. Федеральному бюджету и Фонду национального благосостояния (ФНБ) приходится покрывать этот дефицит. Так, на 2015 год запланированы трансферты в ПФР размере до 2,76 трлн рублей.

Не случайно, в правительстве и решили два года назад временно заморозить накопительную часть пенсионных накоплений. Иными словами, 6% от фондов заработной платы пошли прямиком в ПФР на выплату нынешних пенсий. Впервые эту операцию провели в 2013 году, сэкономив для бюджета 244 млрд рублей. В 2014-ом – 243 млрд. А что НПФ и вклады в них граждан? Во-первых, их всех перетрясли и заставили перерегистрироваться. Тем, кто успешно прошел эту операцию, разрешили продолжить работу с прежними вкладами граждан. Но, естественно, ни в прошлом, ни в этом году новых счетов там никто не открывал и старые не пополнял.

В принципе граждане приняли это нововведение спокойно. Как никак на дворе кризис. И сами по себе деньги не должны пропасть – их учтут и проинексируют в страховой части. Но сам гражданин не может теперь иси сам же и распорядиться, чтобы с определенной долей вероятности приумножить их посильнее.

Но неожиданно накопительную часть заморозили еще и на 2015 год – еще 300 млрд бюджетной экономии. Сообщили об этом в конце августа, хотя накануне ряд членов правительства, например, министр экономического развития Алексей Улюкаев, обещали этого не делать. Более того, он 19 сентября на Сочинском инвестфоруме публично обратился к Ольге Голодец «отстать от накопительной части пенсий». Хотя Улюкаев напомнил, что он сам всегда был против обязательной накопительной части (лучше она должна формироваться добровольно). Но раз её дали и закрепили законом, государству надо выполнять свои обязательства.

Против продолжения практики пенсионной заморозки выступил и Международный валютный фонд (МВФ). 1 октября в Москве руководитель миссии МВФ Антонио Спилимберго заявил, что это «подрывает жизнеспособность пенсионной системы в более долгосрочной перспективе и дестимулирует накопление пенсий».

Наконец, Минфин разработал законопроект (который, кстати, 26 сентября был согласован с Минтруда) о возврате гражданам части замороженных накопительных средств. Речь идет о почти 500 млрд рублей за 2013 год и частично за 2014-ый.

И вот новый поворот. Николай Козлов заявляет о еще 5 годах заморозки. Никаких накопительных денег никто из застрахованных лиц, похоже уже никогда не увидит. Осталось надеяться на то, что, дожив до пенсии, мы все-таки что получим дополнительно из уничтожаемой на наших глазах обязательной накопительной части пенсии.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру