Дело даже не в цифрах, а в нарастающей ситуации неопределенности как для нынешних пенсионеров, так и для будущих. Не случайно министр экономического развития Алексей Улюкаев, выступая на последнем инвестиционном форуме в Сочи (см. подробнее «МК» от 20 сентября), обратился к социальному вице-премьеру Ольге Голодец: «Нужно оставить в покое, Ольга Юрьевна, нашу пенсионную систему. Если у нас есть обязательства по накопительной пенсионной системе (а когда она создавалась, я лично был против этого обязательного накопительного компонента), раз мы ее создали, раз мы обещали десяткам миллионов людей эту линию, значит, нужно этого придерживаться». И подчеркнул при этом, что государство должно вернуть гражданам 1 трлн рублей, изъятый в виде замороженных пенсионных накоплений в течение 2013–2015 годов.
Как известно, социальный блок правительства давно неровно дышит к обязательной накопительной части пенсий (введенной в 2002 году) и хочет ее полностью ликвидировать. Кстати, эту операцию уже провели несколько лет назад, лишив накопительной части граждан, родившихся ранее 1967 года. Вот и получается, что подавляющая часть будущих пенсионеров уже не знает, к чему им готовиться: то ли копить на старость под подушкой, то ли готовиться к дальнейшей работе по достижении 60 лет (55 у женщин). Тем более что по новой пенсионной реформе, которая заработает в будущем году, действительно лучше поработать еще 10 лет, чтобы довести пенсию до размеров, обеспечивающих достойную жизнь.
Правда, есть два вопроса: кто из работодателей оставит у себя ветерана на такой длительный срок и сколько потом останется лет до кладбища?
Более того, если верить вице-премьеру Аркадию Дворковичу, если бы ее не заморозили еще на год, то пришлось бы увеличивать налоги. А так сэкономили для бюджета 2015 года более 300 млрд рублей. Странно, но Антон Силуанов заявил, что в будущем году регионы смогут относить к малому бизнесу не компании со 100 работниками и 60 млн рублей годового оборота, а с 10 сотрудниками и 6 млн рублей. Разве это не рост местных налогов, так как «упрощенки» лишится большинство малых предпринимателей.
Но и это еще не все. Минфин решил сэкономить еще и на так называемой фиксированной части пенсий. Это то, что государство в любом случае гарантирует выплачивать ветеранам труда. Сейчас эта сумма составляет почти 4000 рублей в месяц, а для ветеранов Крайнего Севера и имеющих иждивенцев (или достигших 80 лет) — может даже удваиваться. Заметим, что при этом средняя трудовая пенсия по старости в России достигла 11 600 рублей.
Так вот, за фиксированную часть с 2015 года отвечает не Пенсионный фонд напрямую, а федеральный бюджет. Между тем уже в этом году бюджетные трансферты ПФР достигли 2,76 трлн рублей. Как же чиновникам на этом не сэкономить? Вот Минфин и предложил не выплачивать эту часть работающим пенсионерам. Выигрыш по 2015 году — 30 млрд, в 2017-м — 160 млрд рублей.
Хорошо, что эту идею Медведев не поддержал, послушав возражения членов Конституционного суда о ее дискриминационном характере.
Однако дело не в 30 млрд или даже в 160 млрд рублей мнимой экономии. Опасно то, что у будущих пенсионеров нарастают опасения, что податься им некуда. К тому же и так наши пенсии даже не достигают 40% нынешней средней зарплаты, которая, в свою очередь, не самая высокая в мире — 37-е место, по данным Международной организации труда.