– Сейчас туристы могут получить свои билеты, ваучер на проживание в отеле и прочие документы, входящие в пакет для путешествия, либо за пару дней до вылета в офисе турфирмы, либо за 3 часа до рейса в аэропорту. А впредь все будут обязаны ехать за ними в офис?
– Я думаю, что если вы не захотите ехать в офис, то никто вас принуждать не будет, напишите расписку, что не против получить документы в аэропорту. Нововведение нацелено на то, чтобы защищать права туристов, а не усложнять им жизнь. Взять хотя бы иногородних туристов – зачем им специально ехать в столицу за билетом и паспортом? Сейчас многие из них подбирают рейсы в Москву из родного города с тем расчетом, чтобы успеть забрать свои документы на стойке турфирмы в аэропорту, иногда им подвозят их прямо к рейсу. Обстоятельства у людей могут быть самые разные и мы стараемся идти на встречу клиентам. Но проблема в том, что многие люди этим летом выезжали на отдых за рубеж, даже не подозревая, что у них нет реальных авиабилетов, туркомпании выдавали им на руки маршрутные квитанции, а это не одно и то же. В результате – толпы людей, которые не могли уехать в отпуск или вернуться обратно. Я уже не говорю о том, что мы столкнулись с тем, что у некоторых туроператоров гостиницы не были не оплачены – туристов выселяли на улицу. Отпуск у тысяч людей превратился в кошмар! Такое, безусловно, больше не должно повториться!
– Значит, постановление правительства об обязательной выдаче пакета документов на путешествие за 24 часа до вылета поможет решить эту проблему?
– Не уверена, что его можно реализовать на практике прямо сейчас. Например, если туроператор получает паспорта с проставленными визами из консульства в конце рабочего дня, накануне вылета группы – а такое бывает сплошь и рядом – как мы сможем обеспечить выдачу документов не позднее, чем за сутки? То же самое с авиаперевозчиками. С регулярными рейсами нет проблем, там все четко: забронировал, оплатил, получил билеты. Но по чартерам информация появляется, как правило, за сутки до вылета, а порой и того меньше.
– Мы позвонили в «Трансаэро», и там сказали, что, наоборот, билеты на чартерные рейсы выдаются не позднее, чем за сутки до вылета. Получается, что все-таки в срок «24 часа» можно уложится?
– Не забывайте, что у каждой турфирмы сотни и тысячи отъезжающих, особенно в пик сезона! Даже на то, чтобы разложить все документы, нужно время. К нам паспорта с визами и авиабилеты должны поступать не позднее, чем за двое суток – на крайний случай за 30 часов до вылета туристов, тогда мы сможем выдавать их клиентам за 24 часа до отъезда. Внедрение этого постановления нужно начинать не с туроператоров, а с наших партнеров – авиакомпаний и консульств. Но если первых правительство может, как и нас обязать работать по новым правилам, то, как быть с консульствами, я не знаю. Им никто приказать не может.
– А если просто пораньше подавать паспорта на визу?
– Подавайте хоть за три месяца, в пик туристического сезона консульство будет обрабатывать документы тех, кто вылетает на этой неделе, а не через месяц. Этим летом у нас был форсмажор с британскими визами, у греков и чехов тоже были задержки, когда они не справлялись с большим наплывом туристов. А крайние получаемся мы...
– Так что тогда делать?
– Нашей туристической отрасли необходимы серьезные перемены, и РСТ сейчас над этим работает. Сравните с банковским делом: ЦБ является регулятором этого рынка. Он строго отслеживает, каким банкам можно доверять деньги вкладчиков, каким нет – у этих последних он отзывает лицензию. Далее -- все вклады до 700 тыс руб застрахованы, а таких вкладчиков большинство, поэтому коллапса банковской системы быть не может. Теперь – что творится в нашей отрасли? Государственного регулятора на рынке туруслуг нет вообще. Особенно с точки зрения финансов. Авиакомпании охотно везут в долг туристов за рубеж, но если туркомпания вдруг объявляет себя банкротом, то обратно в Россию они людей уже не вывозят. А почему? Вы брались везти их «без денег» туда, будьте любезны – вернуть обратно. Потом можете судиться с компанией, требуйте с нее свои деньги, но пассажиры не должны страдать. Другой пример: нашумевшая туркомпания «Лабиринт» полгода назад застраховалась на 100 миллионов рублей – на тот момент сумма была вполне адекватной, а потом она резко набрала обороты, и страховка уже не покрывала ее риски. Почему никто не сказал руководству « Лабиринта» – увеличьте страховой взнос? Хотя сейчас со страхованием туроператоров вообще отдельная головная боль. После этого сумасшедшего лета, страховщики десять раз подумают прежде, чем свяжутся с турбизнесом, поэтому в скором времени мы можем получить очень большое количество нелегитимных игроков на рынке. Проблем – целый клубок, и все первоочередные. Безусловно их нужно решать, для этого необходимо менять и правила игры, и законодательную базу, но правительство не должно забывать, что мы очень зависим от своих партнеров. Туризм — это межхозяйственный комплекс услуг, поэтому реформа должна касаться всех звеньев этой цепочки.