До 1 октября в Госдуму должен быть внесен бюджет на 2015–2017 годы. Именно этот документ призван стать основой выхода из кризисной ситуации. Но в нем заложена масса проблемных статей, которые и придется доработать. Поэтому чиновники, депутаты, а также ведущие экономисты продолжают искать пути по ускорению темпов роста.
В частности, советник президента Сергей Глазьев предложил на слушаниях бороться с оттоком капитала, который, по оценкам ЦБ, в этом году составит $90 млрд. А по оценкам Минэкономразвития — все $120 млрд. В прошлом из России утекло $62,7 млрд. Поэтому Глазьев настаивает на введении налога на вывоз капитала — буквально на все транзакции с последующим возмещением по реальному импорту. По его словам, «вывоз капитала идет в нелегальных формах, он уходит от налогов, от НДС в том числе».
Фактически Глазьев советует ввести новый налог, но при этом не называет конкретную ставку. И это притом что правительство пообещало не увеличивать налоговую нагрузку. В частности, Дмитрий Медведев на инвестиционном форуме в Сочи заявил, что власти решили не вводить налог с продаж, которым чиновники пугали с весны. Как пояснил премьер, «более неудачного решения в такие непростые времена невозможно себе представить». Однако непростые времена не отменяют альтернативу. Правительство намерено разрешить регионам вводить собственные специальные сборы — «за право торговли, за предоставление услуг общественного питания, услуг такси, а также туристические и курортные сборы».
Однако, как отмечают эксперты, инициатива Глазьева нереализуема.
«Сейчас вывоз капитала осуществляется в основном не прямым способом, а посредством так называемых сделок по нелегальному импорту. Легальность таких сделок довольно сложно проверить, так как подтверждаются они соответствующими декларациями, поэтому и сомнительно, что удастся обложить компании-участницы соответствующим налогом. Если же говорить гипотетически о вероятной процентной ставке налога, она должна быть довольно внушительной, так как будет призвана бороться с оттоком капитала. Вполне вероятно, что в случае введения уровень налога будет в диапазоне 18–24%», — считает руководитель аналитического департамента ИК «Golden Hills-КапиталЪ АМ» Наталья Самойлова.
Что касается разгона экономики, то у Глазьева и на этот счет есть идеи. Прежде всего он предлагает ЦБ отказаться от таргетирования инфляции и провести дополнительную денежную эмиссию. По его словам, сейчас мы нуждаемся в так называемых длинных деньгах, которые предоставить способен только мегарегулятор. Как утверждает Глазьев, долгосрочные кредиты особенно необходимы для импортозамещения. По его подсчетам, для замены импортной продукции отечественной на сумму в 3 трлн рублей необходимы кредиты на 1 трлн рублей сроком на 3–5 лет.
Однако в мегарегуляторе считают такую меру слишком рискованной. Как утверждает первый зампред ЦБ Ксения Юдаева, дополнительная эмиссия лишь усилит стагфляцию. «Сбережения люди должны направлять на инвестиции, и не бояться этого, а не направлять их в банки, к сожалению, трехлитровые. Нельзя принижать важность снижения инфляции», — подчеркивает Юдаева.
По ее словам, ЦБ осуществляет «переход к активному управлению процентными ставками и влиянию через процентную ставку и через кредиты экономике на активность экономического роста».