В газете The Wall Street Journal два известных аналитика из компании IHS, Дэниэл Ергин и Курт Барроу, поясняют необходимость отмены Конгрессом США устаревшего запрета. Во-первых, за последние годы резко выросла добыча нефти на территории США – в первую очередь за счет сланцевой нефти. С 2005 года нефтедобыча увеличилась на 66% – ежедневно извлекается из недр на 3,3 млн. баррелей нефти больше, чем 9 лет назад. Во-вторых, «кризисы в Ираке и Украине, а также перебои с поставками из Ливии и других стран показывают важность наращивания надежной, американской добычи нефти – и отмены запрета с целью поддержания этого роста».
В 70-е годы в США был не только запрещен нефтеэкспорт, но и введен ценовой контроль – чтобы дефицитная нефть не уходила в Японию и прочие закордонные места, где могут заплатить больше, чем в Америке. Ценовой контроль отменили еще в январе 1981 года; вскоре после этого был отменен запрет на экспорт нефтепродуктов, включая бензин. Позже президент Клинтон сделал исключение для аляскинской нефти-сырца, разрешив ее вывоз; правда, до каких-либо значительных объемов дело не дошло. Американскую нефть-сырец также поставляют в Канаду – на том условии, что она должна быть потреблена или переработана в канадских границах. Поговаривают об особом соглашении в скором времени с Мексикой. Но в остальном запрет на вывоз сырой нефти пока остается в силе, и, по прогнозам специалистов, добиться его полной отмены будет нелегко – в Конгрессе США по-прежнему сильны опасения негативных последствий. Правые опасаются роста цен на бензин на внутреннем рынке, а левые – ускорения роста добычи сланцевой нефти, которую прогрессивные борцы за сохранность окружающей среды считают «грязной».
Оказывая давление на капитолийских законодателей, администрация Обамы будет не только упирать на то, что у Америки очень скоро будет переизбыток нефти – подобно тому, как уже наступил переизбыток газа. (Согласно прогнозам, примерно к 2020 году США обойдут Россию и Саудовскую Аравию по объемам нефтедобычи, а еще максимум через 10 лет перестанут нуждаться в каком-либо импорте энергоносителей). Правительство будет также делать акцент на геополитической ситуации, в первую очередь связанной с «энергетическим шантажом» России и ненадежностью поставок нефти с Ближнего Востока. Правительственные чиновники будут также доказывать сенаторам и конгрессменам правовую несостоятельность политики «придерживания ресурсов» с точки зрения мировой свободной торговли и устава ВТО. Как говорят эксперты из Института Брукингса, страны – импортеры нефти будут следить за тем, применяют ли США к себе те же критерии, с которыми они подходят к другим странам. В этом году Америка выиграла в рамках ВТО два иска против Китая, который она обвинила в искусственном ограничении экспорта сырьевых ресурсов и редкоземельных металлов. А сами Штаты?..
Особняком стоит вопрос об экспорте сжиженного природного газа. За последний год министерство энергетики США выдало экспортные лицензии четырем терминалам, и по всем прогнозам их количество будет расти. В Конгрессе США после событий этого года в Крыму появилось сразу несколько занопроектов, которые должны обязать минэнерго ускорить выдачу экспортных лицензий на СПГ – речь идет о примерно 20 заявках, которые законодатели считают нужным удовлетворить. Аргументируют срочную необходимость прежде всего тем, что надо помочь европейским союзникам сбросить с себя бремя газовой зависимости от России. Надо также помочь Украине.
Но с Украиной дело обстоит не совсем просто, т.к. с ней у США нет соглашения о свободной торговле (требуются дополнительные бюрократические процедуры), и вдобавок Украина не имеет терминала, способного принимать СПГ. Дополнительный осложняющий дело фактор – то, что Турция не пропускает через свои проливы из Средиземного моря в Черное танкеры с СПГ.
Телекомпания CNBC приводила некоторое время назад мнение Гарольда Хамма, главы крупной компании нефтяной отрасли Continental Resources: он считает, что поставки СПГ – дело довольно неблизкого будущего, в то время как нефть-сырец можно начать поставлять через океан уже сегодня – в отношении этого «нет сдерживающих факторов в плане особых требований к инфраструктуре».
Очевидно, что рано или поздно запрет 40-летней давности на экспорт нефти сырца в Штатах будет отменен – к этому подталкивают даже не столько геополитические соображения, сколько бурный рост нефтедобычи. Для России – лучше поздно, чем рано: американская нефть на мировом рынке может изменить ситуацию в неблагоприятном для РФ направлении.