Прежде чем говорить, что потеряют отечественные потребители, рассмотрим на примере Италии, насколько все это окажется чувствительным для экономики стран Евросоюза. Это государство на Апеннинах традиционно является законодателем моды, где сосредоточено большинство мировых брендов. Из товаров легкой промышленности больше всего оттуда нам поступает кожаной обуви — на $300 млн. Представляется, что ее вряд ли запретят, поскольку в России аналогичную обувь производить пока не научились, тем более в массовом количестве. По этой же причине саквояжи, чемоданы, кейсы, портфели, футляры, дамские сумки, поставляемые на $100 млн, тоже могут чувствовать себя спокойно.
В группе риска может оказаться мужская и женская одежда из текстиля, включая различные костюмы, рубашки, майки, свитеры, кардиганы, жилеты, шали, шарфы, кашне. Их объем поставок превышает $250 млн. Чулок и носков мы получаем на $50 млн. При этом в структуре итальянского импорта доля одежды типа «лакшари» занимает мизер. Например, товаров из меха импортируется на $30 млн, из кожи чуть больше, но не существенно.
Вывод простой. Отдельные производители, ориентированные на заказы из России, возможно, пострадают, но для экономики Италии это будет похоже на укус комара — ВВП упадет на 0,0000001... С Францией, кстати, похожая ситуация.
Ну и самый главный вопрос. Разумеется, можно ввести эмбарго на поставки брендовой одежды из ЕС и США, но нельзя запретить импорт товаров из Китая, под теми же самыми иностранными лейблами. Ведь даже ребенку известно, что практически все мировые производители давно отшиваются в странах Юго-Восточной Азии.
Официальная статистика о продукции текстильной и легкой промышленности, поставляемой на отечественный рынок, гласит: примерно 80–85% товаров привозится из стран Юго-Восточной Азии и только 15–20% — из стран Европы. Госзаказ же, где, правда, дизайнерские требования к одежде минимальны, со следующего года тоже будет производиться на отечественных фабриках.
В общем, для тех, кто не видит разницы между фирменной вещью и «армани», сделанным в Китае, проблем нет. Но требовательным потребителям, привыкшим к высокому качеству, придется ездить за одеждой в Европу. Хотя такие люди, как правило, могут себе это позволить.
Николай ВАРДУЛЬ, главный редактор «Финансовой газеты»:
Если контрсанкции коснутся ограничений на ввоз из Европы продукции легкой промышленности, то они ударят по нашим прилавкам. Швейная продукция и в Европе китайская, но Китай производит разную по качеству продукцию. Контрсанкции приведут в Россию товары худшего качества. Что же делать?
Стимулировать переработку на сырье, которое сейчас вывозится. Локальный пример: угроза запрета экспорта круглого леса может привести к повышенному давлению Финляндии на Брюссель по поводу отказа от санкций. Однако в войне санкций России не победить. Нужно искать ответ на другом поле. Если на поле политики договориться не удается, надо искать другие возможности.