«МК» встретился с автором курса, ведущим передачи «Бизнес-кейс» на деловом радио, соруководителем Стартап Академии и руководителем Ассоциации менторов «Сколково» Михаилом ХОМИЧЕМ, чтобы узнать, какие возможности есть сегодня у молодых людей, готовых стартовать в столичном бизнесе.
— Михаил, как часто вам приходится видеться с молодыми предпринимателями?
— Ежедневно, потому что они учатся у нас в Стартап Академии, а если не учатся — набираем новых. Я в среде, где постоянно происходит «броуновское движение».
— На фоне событий последнего времени вы, естественно, слышали от экономически активных граждан про «изоляцию», отток капитала, потерю иностранных партнеров, налаженных схем обмена опытом... Какие настроения ощущаете среди студентов, тех, кто уже имеет свое дело или собирается открыть? Может, кто-то захотел уехать?
— Я убежден, что санкции — это плохо, они вредят и России, и не только России, но паники даже близко нет. Честно, вспоминаю все свое окружение: кого-то, кто бы взял и на этой волне уехал, — нет. Кто хочет делать бизнес — делает бизнес. И не сказал бы, что количество клиентов у них сильно упало. Наоборот, только что разговаривал с предпринимателем, который думает запускать новый проект по доставке потребителям наших деревенских продуктов: это аналог уже существующего в Москве и Питере фермерского кооператива, объединившего фермеров, покупателей, магазины, рестораны, отели, поставщиков сельхозтехники и многих других, но с улучшенной бизнес-моделью. Сейчас и у сетей, и у простых покупателей большой интерес к товарам из России. В общем, как всегда, трудности рождают новые возможности, а для предпринимателей особенно. Есть люди, которые уезжают по политическим соображениям, но я таких соображений не разделяю.
— С февраля МГУ присоединился к программе правительства Москвы по созданию Центров развития молодежного предпринимательства. В этих центрах, открытых на базе вузовских бизнес-инкубаторов, всех желающих учат азам бизнеса — от поиска идеи до подготовки продукта. Говорили, что к концу года каждый институт должен будет представить по 40 жизнеспособных проектов. Удастся набрать?
— Проблемы нет и близко, мы получили более 300 заявок. Конечно, как обычно, есть сильный перекос в сторону айтишных проектов, различных приложений для мобильных устройств, интернет-сервисов. Но вот как раз в эти дни, также при поддержке Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы, в Бизнес-школе «Сколково» открывается акселератор (площадка для «ускоренного роста» стартапов), и там, мы рассчитываем, будет больше «реального» бизнеса, а не только IT. Например, медицинские услуги, товары для детей, интернет-магазин по продаже мебели — может, звучит не так инновационно, но это способно реально улучшить жизнь москвичей. Основным профилем акселератора станут проекты, направленные на развитие столицы.
— На «Красном Октябре» уже есть один городской акселератор под названием API Moscow, в чем отличие новой площадки?
— В принципе, то, что мы предложим, — это некий джентльменский набор: образовательная, лекционная программа; еженедельное общение с бизнес-тренерами; нетворкинг (встречи для расширения деловых связей). Но в дополнение к этому резиденты акселератора автоматически получат доступ к огромной базе контактов и насыщенной жизни экосистемы школы «Сколково». И всегда смогут обратиться за советом к ментору — состоявшемуся предпринимателю из числа наших выпускников.
— Готов ли город как-то финансировать проекты резидентов?
— Возможно, этим проектам будет уделяться больше внимания на городских конкурсах. Но это меня как раз меньше волнует, наша задача — помочь компаниям максимально вырасти.
— Кого и на какой срок будете принимать?
— Сейчас планируем набрать около 20 команд: у кого уже есть какая-то история, кто нуждается во втором раунде инвестиций или, по крайней мере, вот-вот получит первые. Важно, чтобы у ребят была опробованная бизнес-модель и наши усилия не пропали даром. Потенциальные кандидаты есть в самой школе «Сколково», в МГИМО, в других вузах. Базовый период размещения в акселераторе — полгода: за это время становится ясно, устоит бизнес на ногах или нет.
— Вы упомянули менторов. Столичные власти хотят совершенствовать систему менторства в Москве. Но не все понимают, о чем именно идет речь? Чем занимается ваша ассоциация?
— Ментор — это человек, который уже прошел большой путь в бизнесе, что-то построил, зарабатывает большие деньги и делится опытом с подопечным. Главный вопрос, который мне задают: зачем он это делает? Людям не верится, что кто-то готов бесплатно помогать им разбогатеть. А ментору просто интересно! Он не берет долю в проекте, не берет ничего за встречу — у него нет никакой финансовой заинтересованности! Ментор дает советы и, самое главное, контакты: правильные звонки правильным людям, и ваш проект начинает развиваться быстрее, находятся инвесторы. Это очень действенный рабочий инструмент, который, к сожалению, поздно пришел в Россию. В Москве пока всего около 4–5 полноценных менторских сообществ, а во многих регионах их вообще нет, но потихоньку ситуация меняется.
Наша ассоциация существует чуть больше года, но является самой быстрорастущей: в базе более 250 менторов (это основатели бизнес-школы, в числе которых Михаил Куснирович и Рубен Варданян, президент школы Андрей Раппопорт, ректор Андрей Шаронов, а также наши выпускники спецпрограммы МВА). Уже сложилось более 50 пар менторов и предпринимателей. Средний возраст наставников — от 45 и выше.
— И что, скажем, Куснирович встречается с начинающими бизнесменами?
— Да, регулярно проходят встречи по проектам. В основном работаем со своими же студентами, из «Сколково», но, кроме того, есть партнерские программы с «Опорой России», венчурными фондами, бизнес-инкубаторами — так что там молодым предпринимателям тоже помогаем. У меня самого есть два ментора: один личный (гендиректор известной управляющей компании инвестиционных фондов Юрий Белонощенко), из-за которого я и занимаюсь всякими глупостями типа марафонского бега, и один по бизнесу — Антон Ходарев, советник президента огромной нефтехимической компании, регулярно заставляющий меня делать бизнес правильно.
— Вы однажды заметили, что занимаетесь пропагандой предпринимательства. В чем, по-вашему, она должна заключаться? И есть ли эффект?
— Надо просто показывать успешные истории предпринимательства в России. Люди должны понимать, что ничего страшного в бизнесе не происходит, потому что действительно ничего страшного не происходит: надо только делать свое дело. Это как в любой сфере. Конечно, и тяжело будет, и неудачи будут. Но вопреки страшилкам о том, что «зарегистрировать фирму невозможно», «государство ограбит», «придет рэкет», «введут санкции», «Обама что-то скажет», — бизнес существует.
Мы с коллегой Юрием Митиным ведем курс предпринимательства в МГУ, куда записано свыше тысячи студентов. Если приедет Путин, он, наверное, и сто тысяч соберет, но чтобы 600–700 человек ходили на лекцию регулярно — это космические цифры. (В свое время ректор МГУ Виктор Садовничий предложил идею, чтобы одни факультеты преподавали публично науки другим факультетам, и наш курс — ее воплощение.) Что так привлекает людей? Мы рассказываем о бизнесе с практической точки зрения — исключительно прикладные знания простым языком. Половину лекций разбираем основные вопросы: как найти бизнес-идею, подобрать команду, выбрать бизнес-модель, обеспечить продвижение в Интернете, найти инвестора, урегулировать юридические моменты старта бизнеса. Допустим, чтобы найти бизнес-идею, надо найти проблему и начать ее решать. Банальные слова, но мы приводим много примеров, как конкретно с этим справлялись разные люди.
А на вторую половину лекций приглашаем успешных предпринимателей: у нас был Шахар Вайсер, чью фирму в 2013 году Forbes отнес к топ-15 самых быстрорастущих компаний, Шахар привлек 100 млн долларов на свой проект; основатель сети супермаркетов Сергей Галицкий (я написал ему в Твиттер, и, пообщавшись некоторое время, он специально приехал в Москву из Краснодара прочесть лекцию), Михаил Прохоров. Минут 20–30 гости делятся опытом, а дальше целый час безостановочных ответов на вопросы. По итогам курса около 10 человек с непрофильных факультетов решают начать собственное дело, и это для нас самая важная оценка.
Кроме того, у нас с Юрием Митиным есть ежедневная передача на радио «Бизнес-кейс», прошло уже более 300 историй, написана книга. Мы рассказываем скорее даже не про бизнес, а про людей: как кто-то не побоялся взять и открыть что-то новое, нашел свою изюминку. Допустим, сделал бизнес на очках для собак — звучит странно, диковато, все смеются, а фирма заработала десятки миллионов долларов.
— Как вы отбираете истории, и есть ли какая-то «золотая коллекция», особенно значимая для вас?
— Ну, многое можно найти в Сети, и потом, никто не отменял правило — сначала ты работаешь на авторитет, а дальше авторитет работает на тебя: после двух лет в эфире мне на почту постоянно приходят письма о новых героях. Если нам интересно — рассказываем. Бывает, говорим, что компания успешная, а потом бизнес потихонечку сворачивается. Так было с компанией, придумавшей паровой экран — Displair, сейчас относительно их перспектив большие сомнения. А бывает, рассказываем про провал, а потом звонят из компании и говорят: нет, у нас уже все хорошо. Все меняется. Поэтому предпринимательство — это про то, чтобы самому к своим провалам и удачам относиться как к большому обучающему опыту. «Но пораженья от победы ты сам не должен отличать…» На секундочку: до того как компания финских парней создала игру «Энгри Бердз», у них было более 20 невпечатляющих попыток.
Мне особенно дороги истории, которые мы объединили под названием «Идея на миллион». Долгое время мы собирали бизнес-идеи, которые были реализованы в других странах, а у нас нет, и рассказывали про них в эфире. В ответ приходило очень много критики: «Что за чушь вы несете? Этого никогда не появится!» Но прошло время, и оказалось, что из 100 идей бизнесов 20 уже выросло! И это так здорово: кто-то не побоялся, взял и сделал! Так было с двухэтажным туристическим автобусом, который теперь все могут увидеть на улицах Москвы, а тогда нас увещевали: плохая погода, пробки, коррупция! В другой раз я рассказывал про абсолютно сумасшедшую идею — «Магазин чего-то». То есть существует магазин, где можно заказать… что-то. А потом вам привозят «что-то», и вы не знаете, что это будет. Историю восприняли как абсолютный бред, а потом студент экономического факультета взял и открыл такой магазин, работающий до сих пор. Не думаю, что это мультимиллионный бизнес, но все-таки…
— Общественное мнение на этот счет сурово — молодежь занимается игрушками вместо серьезного дела, развлечения хороши в меру. И в кредиты могут влезть. Что насущного можете вспомнить?
— Есть ребята, которые по, простите, плевку в ватку делают экспресс-анализ ДНК: кто, откуда, предрасположенность к заболеваниям, — и сейчас договариваются с больницами об услуге быстрой диагностики для пациентов. Парень из Узбекистана, Ильхом Исмаилов, наш выпускник, работал в брокерском бизнесе, но ему очень хотелось, чтобы москвичи могли заказывать по-настоящему вкусный плов. Открыл компанию, привлек около 300 тысяч долларов первоначальных инвестиций. Когда вижу такое, понимаю, что предприниматели двигают Россию вперед.
— Есть мнение, что созданные при участии государства институты развития бизнеса, инноваций «не так» распределяют средства и «не тех» поддерживают. Зная московскую бизнес-инфраструктуру — коворкинги, бизнес-инкубаторы, организации содействия кредитованию и пр., чем бы вы все-таки посоветовали воспользоваться молодым людям, которые собираются или уже открыли бизнес?
— Думаю, частные институты для развития бизнеса действительно эффективнее. Но в том, что рынок стартапов развивается, есть заслуга и государства. Как раз в Москве, по-моему, создано уже столько форм различной поддержки для компаний, что теперь власти достаточно только оттачивать их и не создавать барьеров. А задача предпринимателей — не ждать помощи, а самим быть активнее, искать возможности, информацию, учиться, чтобы не совершать базовых ошибок, рисковать и, как говорят, «переть буром». Когда бежишь марафон, тоже кажется — сведет ноги, упадешь, а потом — ничего, добегаешь до финиша!