Впрочем, последнее решение в целом правильное, кому, как не правительству, помогать влетевшим под каток санкций государственным финансовым институтам. Разговор о другом: денег в ФНБ осталось кот наплакал, Резервный фонд — священная корова и приберегается на случай катастрофического снижения бюджетных доходов, как это было во второй половине 2008 г., других же финансовых источников у власти, похоже, нет. Это означает, что все разговоры о мегазаинтересованности государства в альтернативном сырьевому экономическом росте или наращивании импортозамещения — пустой треп.
Столь уничижительный тон оправдан: правительство ориентирует банки и бизнес на поиск дополнительных средств у «азиатских тигров» и в иных странах с экзотическими валютами, тогда как резервы буквально под ногами — в собственной финансовой системе. Не так давно Всемирный банк подсчитал, что в России соотношение денежной массы к ВВП едва ли не самое низкое среди всех прорывных экономик, включая, конечно же, страны БРИКС: по итогам 2012 г. в России общее количество денег в экономике составляло всего 52,5% ВВП, тогда как в ЮАР — 72,1%, в Бразилии — 78,4%, в Индии — 79,5%, в Китае — целых 188,3%. При этом инфляция в странах БРИКС составила от 2,6% в Китае до 9,3% в Индии, что свидетельствует в пользу существенного увеличения денежного предложения без каких-либо значительных негативных последствий для роста потребительских цен.
Недопустимо малый объем денег в экономике не позволяет снизить ставки по кредитам, традиционному бичу российской финансовой системы. Здесь, однако, мы отнюдь не в лидерах: в 2012 г. средняя базовая ставка по коммерческим кредитам в Бразилии составила 36,6% годовых, в Индии — 10,6%, тогда как в России — 9,1% годовых. Правда, в Китае — всего 6,0%, но на то он и Китай, чтобы думать головой, а не продуктами распада устаревшей монетарной теории. И в дополнение: в 2013 г. средние ставки по коммерческим кредитам снизились везде, только не в России — в 2012 г. было 9,1%, в 2013 г. стало 9,3% годовых. То ли еще будет.
Может, правительству и Центробанку, совместно воплощающим единую денежно-кредитную политику, законного инструментария не хватает? Отнюдь. Нормативно закрепленных способов полно: от возмещения коммерческим банкам средств, выданных в кредит под правительственные гарантии, до покупки за «живые» деньги облигаций институтов развития, тех же Внешэкономбанка или Российского фонда прямых инвестиций. Эти варианты прямо следуют из Закона о Банке России, но Центробанк предпочитает лишь регулярно повышать ключевую ставку рефинансирования, тем самым исподволь подстегивая ненавистную инфляцию.
В кредитовании экономики новыми деньгами в части минимизации дополнительного роста цен есть непременное условие — средства должны поступать на развитие реального сектора, того же импортозамещения, а не на перекредитование западных ссуд. Почему? Потому что в том же 2012 г. из 51 млрд долл. прямых иностранных инвестиций в Россию на офшоры и страны с пониженным налогообложением пришлось 39 млрд долл., или 77%, в частности, на «льготные» Люксембург, Нидерланды и Ирландию — 61%. Проще говоря, ушлые капитаны российского бизнеса сначала денежки своих предприятий вывели, потом под видом «иностранных инвестиций» завели обратно, а теперь воют белугой под тяжестью «непосильного» кредитного ярма. И ведь сердобольное общество этим жуликам верит!
Прокредитовать импортозамещающий «крупняк» большого ума не надо — те же ВТБ или Внешэкономбанк изрядно набили на этом руку. Но импортозамещение как базовый источник возрождаемого экономического роста состоит из многих тысяч малых производств, разбросанных по всей стране, с которыми нужно, что называется, возиться. Но заниматься этим некому — Улюкаев и Ко, в бытность вождями Центробанка, региональную банковскую сеть практически придушили: если в 2002 г. на 100 тыс. населения приходилось 0,9 условного банка, то нынче 0,6 (в США — 2, в ЕС — 1,8). Причем наибольшие проблемы констатируются в Сибири и на Дальнем Востоке: в этих громадных регионах банков почти в два раза меньше, чем в одной Москве.
Что мешает нашим экономическим небожителям применить несложные в общем-то решения? По всей вероятности, слепая вера в придуманные математические модели, не имеющие ничего общего с реальностью, игнорирование очевидных выводов из зарубежного опыта (наследственная черта гайдаровцев, ныне находящихся у власти) и, конечно, боязнь Гаранта, который, случись что, по головке точно не погладит. Так что, дорогие россияне, готовьтесь снова «затягивать пояса».