ФАС не поддержала предложение Министерства сельского хозяйства замораживать цены на продукты такими же соглашениями, как в 2007 и 2010 годах. Об этом рассказали журналистам участники вчерашней встречи вице-премьера Аркадия Дворковича с представителями розничных сетей и компаний-поставщиков, где обсуждался этот вопрос.
При этом в целом ФАС поддерживает предложение Минсельхоза о заморозке цен. Ведомство не устраивают некие технические детали соглашения, но какие именно — не уточняет. «Мне кажется, что этот механизм подтвердил свою эффективность по крайней мере два раза» (в 2007 и 2010 гг. - прим.ред), — рассказал газете «Ведомости» замруководителя ФАС Андрей Цыганов.
На прошлой неделе стало известно, что Минсельхоз разработал проект постановления правительства, который позволит регионам договариваться с производителями сельхозпродукции и торговыми сетями о недопущении роста цен. Речь идет об ограничении наценки розничных сетей и поставщиков.
Подобные трехсторонние соглашения между региональными властями, поставщиками и ритейлерами уже действовали в России в 2007 и 2010 годах. Так, пишет «Коммерсант», в начале осени 2007 года после скачка инфляции цены на основные продукты (яйца, масло, молоко) выросли на 25%. Тогда правительство договорилось с торговыми сетями установить наценку не более 10% на социально значимые товары. В 2010 году после засухи и неурожая подобные меры снова вводились, но на этот раз наценка не фиксировалась.
Идея вернуться к таким соглашениям появилась после того, как Россия ввела 7 августа ответные санкции, запретив ввоз продуктов из Евросоюза, Норвегии, США, Канады и Австралии. Минпромторг и региональные чиновники после введения эмбарго на импорт продовольствия из этих стран следят за розничными ценами на 40 продуктов питания: это пшеничная мука, рис, гречневая крупа, макароны, подсолнечное масло, колбасы, говядина, свинина и мясо кур, рыба, яйца, хлеб, молоко, творог, кефир, сметана, сыр, картофель, лук, капуста, морковь, огурцы, томаты, перец, яблоки, бананы, виноград, апельсины и мандарины.
Хотя чиновники не озвучивали пока перечень товаров, на которые регионы смогут договариваться с производителями и сетями не повышать цены, скорее всего, он будет близок к списку мониторинга, полагают аналитики «ВТБ капитала».
По словам экспертов, действие таких соглашений бывает очень краткосрочным. Если же они действуют слишком долго, то производитель или ритейлер может повысить цены на те категории товаров, в отношении которых соглашения не действуют, чтобы покрыть недополученную прибыль.