Еще три месяца назад в Минэкономразвития почему-то считали, что «уже в этом году произойдет деэскалация конфликта» между Россией и Западом из-за событий вокруг Украины. Об этом 26 августа на брифинге заявил директор сводного департамента макроэкономического прогнозирования Олег Засов. Поэтому майский вариант базового среднесрочного прогноза исходил из небольшого, но все же оживления экономического роста в 2015–2017 годах. Например, после падения темпов роста ВВП в этом году до 0,5% в будущем они должны были составить все 2%, в 2016-м — 2,5%, в 2017-м — 3,3%.
Однако все произошло ровно наоборот. Ведомству Алексея Улюкаева приходятся признавать, что «геополитические риски» только усиливаются, в том числе из-за «санкционной войны». Особенно из-за того, что мы сами объявили эмбарго на ввоз продуктов из ЕС, США, Канады, Австралии и Норвегии. Поэтому в отличие от ВВП, который, по данным за второй квартал, фактически топчется на месте («около нуля»), инфляция растет. Если в мае предполагалось, что она остановится к концу этого года на уровне 5,5–6,6%, то вчера Минэкономразвития предупредило, что будет не менее 7,2%. Более того, из этой суммы, как признают правительственные прогнозисты, не менее 1% обеспечат именно продовольственные товары. Если учесть, что доля продовольствия в общей сумме инфляции в России колеблется на уровне 36–38%, то продуктовые цены должны вырасти минимум на 7% до конца года.
Но это еще не все. Минэкономразвития предупреждает, что только в первом квартале 2015 года продовольствие обеспечит еще минимум полпроцента роста общей инфляции. Значит, еще 3,5% подорожания только продуктов. И это еще оптимистический вариант. Независимые эксперты предрекают рост продуктовых цен только в этом году до 15–20%.
Понижение базового варианта прогноза Минэкономразвития по росту ВВП в 2015 году до 1% с 2% связано с сохранением геополитических рисков, так как раньше министерство исходило из того, что произойдет деэскалация конфликта в текущем году, заявил директор сводного департамента макроэкономического прогнозирования Олег Засов на брифинге во вторник в Москве.
Что делать? За разрешение международного конфликта Минэкономразвития не отвечает. Хотя в этом ведомстве на это явно рассчитывают. Поэтому правительственные прогнозисты предлагают испытанные макроэкономические меры стимулирования роста ВВП. Недавно назначенный заместитель министра экономического развития Алексей Ведев отметил, что «с учетов всей неопределенности, которая сейчас сохраняется в макроэкономической сфере, мы постарались быть достаточно консервативными, крайне осторожными в оценках на этот и следующий годы». Но при этом отметил: «Мы далеки от того, чтобы переходить некую грань на уровне разбрасывания денег с вертолета. Нельзя сказать, что будет такая политика количественного смягчения, но определенное фискальное стимулирование необходимо. Особенно с учетом крайне сложной геополитической ситуации и, как следствие этого, вынужденного расширения госрасходов, прежде всего, в стратегически важное импортозамещение, в инфраструктурные проекты. С этой точки зрения фискальное стимулирование необходимо и способно поддержать экономический рост в 2015 году». Впрочем, никакого снижения налогов не предполагается. Наоборот, планируется с 2015 года введение налога с продаж, что даст еще 1% в росте инфляции.