Впрочем, общие экономические и политические проблемы лишь подтолкнули туристический бизнес в пропасть. Предчувствие кризиса ощущалось уже давно. Он, скорее, стал следствием внутренних недоработок регулирующих организаций и привычкой туроператоров работать на грани разорения.
Необходимо отметить, что о своем банкротстве большинство игроков российской индустрии отдыха объявляют летом, в самый разгар туристического сезона. В этом нет ничего странного. Дело в том, львиная доля туроператоров строят свою работу на долговых обязательствах. Зимой, когда интерес населения к поездкам за рубеж снижается, компании себя чувствуют превосходно — они «проедают» средства тех, кто оплатил авансом свой будущий отдых, то есть выкупил путевки за несколько месяцев вперед.
Получив деньги, операторы направляют их не по назначению — они лишь бронируют места в отелях и билеты на перелет, обещая внести необходимую сумму «по факту». Отпущенный срок турфирмы тратят на привлечение кредита в банках, либо стараются «прокрутить» собранные средства на стороне, в бизнесе, не связанном с их основной деятельностью.
Когда приходит время платить по счетам — отдыхающие уже за границей и заселены в отели — туроператоры расписываются в своей несостоятельности. У них элементарно кончаются оборотные средства. Кому-то не дали обещанный кредит, другие не собрали необходимое количество туристов и потеряли возможность получить скидку у перевозчика или в гостинице.
Механизм ведения бизнеса, основанный на схеме «пан или пропал», привел к тому, что с начала июля около 40 тыс. россиян отказали в проживании в уже оплаченных отелях, либо в перелете на родину. Одни возвращались домой самостоятельно, других вывезли по линии «Турпомощи».
Стоит добавить, что существующие пробелы в законодательном регулировании создали почву для мошенников, которые и не собирались оказывать клиентам туристические услуги.
Положение усугубило отсутствие нормативной базы для регулирования деятельности туристических операторов. Турфирмы скрывают от клиентов размер своих дополнительных платежей, например, топливные сборы. Финансовые отношения туроператоров и их партнеров, в частности турагентств, также не контролируются со стороны государства. Это и приводит к задержке оплаты отдыха или перелета.
Последним отрицательным моментом является то, что целый ряд турфирм страхуют риски своего бизнеса в недобросовестных страховых компаниях, которые не располагают достаточными объемами средств, чтобы расплатиться по обязательствам прогоревшего оператора. В таком случае даже судебное решение в пользу пострадавших туристов не окажется гарантией того, что им будет компенсирован финансовый и моральный ущерб.
Проблемы туристических компаний также в том, что многие из них работают по старинке, тогда как растет число людей, прежде всего состоятельных, которые cамостоятельно бронируют себе и гостиницы и билеты.