«Мы неоднократно говорили, что Россия не является сторонницей того, чтобы разговаривать на языке санкций, и не была их инициатором. Но в случае, если наши партнеры продолжат неконструктивную и даже деструктивную практику, то на этот счет дополнительные меры уже прорабатываются», — заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, отвечая на вопрос о возможных новых санкциях против России со стороны Запада.
В каких именно отраслях правительство готовится ввести защитные меры Песков не уточнил.
Однако за него это сделали депутаты. По словам первого зампред комитета Госдумы по промышленности Владимира Гутенева, в ответ на санкционную политику Запада необходимо запретить поставки табачной и винодельческой продукции ЕС и США.
«Отдельным вопросом стоит рассмотреть новую схему регулирования в сфере табачной и алкогольной продукции. Если санкции не будут сняты, Россия может достаточно серьезно отреагировать и в этой сфере», —заявил Гутенев.
Он пояснил, что, присоединившись к ВТО, Россия оставила за собой право на ввод временных ограничений, когда возникает угроза исчезновения с рынка национального производителя. Поэтому в настоящее время не исключено, что Россия может ограничить импорт автомобилей из стран, которые ввели санкции против России. Эксперты уверены, что это приведет к переделу рынка. Для многих дилеров запрет может обернуться катастрофой.
«Потребители почувствуют этот удар в меньшей степени, потому что достаточно большое количество иномарок производится на нашей территории. Я думаю, что эти машины санкции не затронут. Что же касается запасных частей, то они ввозились и, скорее всего, будут ввозиться. Однако производители, которые не попадут под санкции, например, из Кореи и Китая, получат более выгодные условия для развития бизнеса на нашем рынке», — считает глава совета директоров группы компаний «Обухов» Дмитрий Амелин.
Другая возможная мера — это ограничение импорта медицинских изделий. Если «автомобильные санкции» россияне могут не заметить, то от «медицинских» санкций мы пострадаем гораздо серьезнее. Дело в том, что в России производится лишь 20% необходимых салфеток, пластырей, хирургического и простейшего диагностического оборудования. Все остальное — импорт.
«Ограничения приведут к возникновению монополии. Вводя запрет на ввоз импорт медицинской техники, крупные мультинациональные компании, которые поставляют сегодня на рынок большой спектр медицинской продукции, могут отыграться на ассортименте, который не попал в санкционный список. На эти товары вырастут цены. Тем самым, компании будут восполнять ущерб, который они получили от потери части рынка», — прогнозирует директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов.
О том, что наше правительство может ввести новые санкции против ЕС и США две недели назад заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. В частности, он не исключал возможности запретить полеты европейским и американским авиакомпаниям в Азиатско-Тихоокеанский регион над территорией России. Тогда на такой шаг правительство планировало пойти в ответ на европейские санкции против единственного российского лоукостера «Добролет».
Впрочем, пока намерение осталось намерением. Однако оно успело напугать зарубежных авиаперевозчиков. Это неудивительно. Только за три месяца «небесных» санкций Lufthansa, British Airways и Air France могли бы потерять более чем 1 млрд евро.
ЭКСПЕРТЫ «МК»:
Яна Трубникова, аналитик Lionstone:
«В первую очередь нужно отметить, что разговоры о возможных новых санкциях со стороны России – это скорее предупреждение для стран Запада, где сейчас активно обсуждается введенный запрет на поставки продовольственных товаров. Многие поставщики уже оперативно нашли решение для этих вопросов — можно ввозить свои товары через Казахстан или Беларусь, которые входя в Таможенный союз и имеют общие границы с Россией, или через третьи страны, которые не попали под санкции.
Ввод дополнительных мер произойдет только при условии ужесточения санкций против России, а такое развитие событий вероятно только при дальнейшем ухудшении геополитической ситуации. Также все понимают, что ввести, например, запрет на импорт медицинской техники или препаратов без наличия отечественных аналогов просто недопустимо. А если речь идет о реактивах для лабораторий экспресс-анализов, то существование такого бизнеса можно поставить под вопрос, равно как и то, куда деваться их клиентам».
Анна Кокорева, аналитик «Альпари»:
«Запрет на импорт автомобилей из недружественных стран приведет к росту цен на иномарки из стран дружественных, в частности, на китайские и южно-корейские. Подорожают и оставшиеся автомобили в салонах. Если санкции коснутся комплектующих, то иностранные запчасти резко вырастут в цене. Автосервисы, столкнувшиеся с трудностями, если не смогут найти альтернативу будут терпеть убытки. Возможно запрет подстегнет спрос на отечественные автомобили и иномарки собранные на территории России. Естественно эмбарго приведет к падению продаж на авторынке. В целом, салоны, которые были ориентированы на иномарки из недружественных стран разорятся. Что же касается запрета на ввоз медицинских изделий, то даже частичный запрет крайне негативно отразится на сфере. Еще хуже будет, если запрет коснется лекарств, большая часть которых произведена в ЕС и США, еще часть в Индии и Израиле. В настоящее время фармацевтическая отрасль нашей страны очень сильно отстает от западной, в итоге запрет приведет к нехватке препаратов и напрямую ударит по потребителю. Конечно, эмбарго на автомобили и медицинские препараты очень сильно ударят по европейской экономике. Возможно запрет на короткое время возымеет действие и эскалация конфликта прекратится».
Николай Михайлов, директор департамента корпоративных финансов компании QB Finance:
«С моей точки зрения введения нового раунда санкций мало вероятно, поскольку в этом не заинтересован не европейский, не российский бизнес, и есть признаки появления конструктивного настроя в решении ситуации на Украине. Тем не менее, если предположить, что они все-таки будут введены, сильнее всего пострадают автопроизводители, не имеющие производства с достаточно высоким уровнем локализации в России. К примеру, такие компании как Ford и Toyota в меньше степени пострадают от ограничений на импорт автомобилей из недружественных стран, поскольку производят большую часть своей продукции в России, и власти наверняка будут внедрять санкции таким образом, чтобы они не затронули производителей, работающих на территории страны. А вот, к примеру, Mercedes, Infinity, Cadillac и еще челый ряд премиальных производителей потеряют большой и важный рынок сбыта.
Ограничения в медицинской сфере - это очень чувствительный вопрос, который требует максимально глубокой проработки, поскольку есть ряд препаратов и техники, которые не производятся на территории РФ, и в случае их запрета, пострадают больны люди. Но опять же - правительство вряд ли пойдет на такие меры, поскольку это чревато появлением социальной напряженности. Если медицинский сектор и будет затронут, то речь, скорее всего, будет идти о конкретном перечне препаратов, которые можно безболезненно заменить».
Пройдите тест "МК": Что мы знаем о запрещенных продуктах?