Как защититься от недобросовестных турфирм — советы экспертов

Главное — смотреть на мебель и стаж работы

Очередной российский туроператор расписался в собственной несостоятельности. Им оказалась фирма «ИнтАэр». Из-за этого в заложники отелей и авиакомпаний попали около 500 россиян. «МК» выяснил, как обезопасить себя от недобросовестных и сомнительных предприятий, предлагающих путешествия за границу и не оказаться с пустыми карманами в тысячах километров от дома.

Главное — смотреть на мебель и стаж работы

Начиная с 2009 года сразу несколько крупных отечественных туроператоров обанкротились и ушли с рынка. Пострадали десятки тысяч наших соотечественников — им было отказано либо в проживании на курортах, либо в трансфере на родину. У всех на слуху скандалы последнего месяца — в своей несостоятельности признались фирмы «Нева» и «Лабиринт».

На них история не закончилась. Туристические агентства рушатся, словно костяшки домино. Следующей на очереди оказалась Группа компаний «ИнтАэр», входящая во вторую десятку крупнейших туристических фирм нашей страны. Она объявила о приостановке своей деятельности, «в связи с невозможностью исполнять свои обязательства перед туристами и заказчиками».

Среди причин вынужденного решения оператор указывает резкое падение спроса и покупательной способности в связи с ростом курса валют, а также последствия негативной политической ситуации. В результате, за границей оказались около 500 клиентов компании. Еще около 1,5 тыс туристов придется отложить свои отпуска или оперативно искать «горячие туры» у дееспособных операторов.

По словам пресс-секретаря Российского Союза Туриндустрии Ирины Тюриной, руководство «ИнтАэр» уверяет, что вывезет туристов, попавших в затруднительное положение, самостоятельно, без подключения «Турпомощи».

Впрочем, как говорят эксперты, турагентства иной раз лукавят, когда говорят, что оказались не в состоянии выполнять обязательства перед клиентами по причинам западных санкций к России или из-за низкого курса рубля. Причины разорения большинства турфирм обычно кроются в следующем. Оператор заключает договор, например, с авиакомпанией, гарантируя перевозчику предоставить определенное количество туристов. Аналогичные договоры заключаются с отелями. Но далеко не все способны выполнить это условие.

Туроператор «Лабиринт» приостановил деятельность

Туроператор «Лабиринт» приостановил деятельность

Смотрите фотогалерею по теме

Тогда контрагенты начинают требовать компенсации. Крайними, как всегда, оказываются туристы. Зачастую им приходится самостоятельно добираться домой. Возникают проблемы и с проживанием — понимая, что деньги от разорившихся компаний не поступят, гостиницы начинают требовать средства с туристов. Бывает, последних выселяют на улицу.

Как еще на первом этапе — во время подбора и покупки тура — защититься от такой беды? Для этого необходимо придерживаться определенных правил:

1. Начинать надо с малого — мебели и оборудования конторы. Визуально несложно определить, где вы находитесь — в офисе солидной конторы или в фирме-однодневке. Персонал должен квалифицировано отвечать на любые вопросы. Ознакомительные материалы — листовки и буклеты — обязательны и свидетельствует о серьезном подходе к бизнесу.

2. Ознакомьтесь с документами: свидетельством о регистрации и лицензией на международный туризм фирмы. Обратите внимание на дату регистрации: больший срок работы говорит о стабильности. Название фирмы абсолютно во всех документах должно быть одинаковым.

3. Спрашивайте, кто оператор тура. Турфирмы — посредники, зарабатывающие на организации и привлечении клиентов. Интересуйтесь мелочами страны, куда собираетесь, начиная от встречи гида и языков, которыми он владеет, до контактных телефонов консульств и посольства. Вам должны предоставить полную информацию вплоть до бумажной памятки.

4. Ознакомьтесь с условиями договора. Если ничего четко не указано и фирма не несет ответственности, откажитесь — риск нарваться на мошенников слишком велик.

5. Главное знать, что за все недостатки тура отвечает турфирма. Могут быть простые недостатки — не дали номер с видом на море. Но могут быть и серьезные — придется возвращаться домой за счет посольства. В обоих случаях, необходимо найти доказательства, зафиксировать недостатки — отправьте факс из места отдыха, заявите требования.

6. Заключая договор, люди часто верят обещаниям. Им кажется, что договор — это формальность. Но если обещания нигде не зафиксированы, они могут так и остаться словами.

7. Кроме того, старайтесь пользоваться регулярными авиарейсами. Просите фирмы забронировать билеты именно на них. Это непросто, учитывая, что самые популярные туры в основном обслуживаются чартерами, а прямых рейсов нет.

8. Приобретайте билеты сразу в обе стороны. Порядочные туроператоры обязательно должны предоставить отдыхающим авиабилеты и на курорт, и обратно. Если турфирма не выдала полный комплект документов и билетов без конкретной причины — это значит, что у компании не все в порядке.

9. Обязательно держите паспорт при себе. Не оставляйте его в гостинице в залог. Объясняйте это тем, что планируете много путешествовать самостоятельно, и без документов это не получится. Если турфирма, занимавшаяся организацией вашего отдыха, не будет исполнять свои обязательства перед гостиницей, то вы можете просто стать заложником в этой ситуации и не покинете территорию отеля даже при наличии всех остальных документов и билетов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру