Начиная с 2009 года сразу несколько крупных отечественных туроператоров обанкротились и ушли с рынка. Пострадали десятки тысяч наших соотечественников — им было отказано либо в проживании на курортах, либо в трансфере на родину. У всех на слуху скандалы последнего месяца — в своей несостоятельности признались фирмы «Нева» и «Лабиринт».
На них история не закончилась. Туристические агентства рушатся, словно костяшки домино. Следующей на очереди оказалась Группа компаний «ИнтАэр», входящая во вторую десятку крупнейших туристических фирм нашей страны. Она объявила о приостановке своей деятельности, «в связи с невозможностью исполнять свои обязательства перед туристами и заказчиками».
Среди причин вынужденного решения оператор указывает резкое падение спроса и покупательной способности в связи с ростом курса валют, а также последствия негативной политической ситуации. В результате, за границей оказались около 500 клиентов компании. Еще около 1,5 тыс туристов придется отложить свои отпуска или оперативно искать «горячие туры» у дееспособных операторов.
По словам пресс-секретаря Российского Союза Туриндустрии Ирины Тюриной, руководство «ИнтАэр» уверяет, что вывезет туристов, попавших в затруднительное положение, самостоятельно, без подключения «Турпомощи».
Впрочем, как говорят эксперты, турагентства иной раз лукавят, когда говорят, что оказались не в состоянии выполнять обязательства перед клиентами по причинам западных санкций к России или из-за низкого курса рубля. Причины разорения большинства турфирм обычно кроются в следующем. Оператор заключает договор, например, с авиакомпанией, гарантируя перевозчику предоставить определенное количество туристов. Аналогичные договоры заключаются с отелями. Но далеко не все способны выполнить это условие.
Тогда контрагенты начинают требовать компенсации. Крайними, как всегда, оказываются туристы. Зачастую им приходится самостоятельно добираться домой. Возникают проблемы и с проживанием — понимая, что деньги от разорившихся компаний не поступят, гостиницы начинают требовать средства с туристов. Бывает, последних выселяют на улицу.
Как еще на первом этапе — во время подбора и покупки тура — защититься от такой беды? Для этого необходимо придерживаться определенных правил:
1. Начинать надо с малого — мебели и оборудования конторы. Визуально несложно определить, где вы находитесь — в офисе солидной конторы или в фирме-однодневке. Персонал должен квалифицировано отвечать на любые вопросы. Ознакомительные материалы — листовки и буклеты — обязательны и свидетельствует о серьезном подходе к бизнесу.
2. Ознакомьтесь с документами: свидетельством о регистрации и лицензией на международный туризм фирмы. Обратите внимание на дату регистрации: больший срок работы говорит о стабильности. Название фирмы абсолютно во всех документах должно быть одинаковым.
3. Спрашивайте, кто оператор тура. Турфирмы — посредники, зарабатывающие на организации и привлечении клиентов. Интересуйтесь мелочами страны, куда собираетесь, начиная от встречи гида и языков, которыми он владеет, до контактных телефонов консульств и посольства. Вам должны предоставить полную информацию вплоть до бумажной памятки.
4. Ознакомьтесь с условиями договора. Если ничего четко не указано и фирма не несет ответственности, откажитесь — риск нарваться на мошенников слишком велик.
5. Главное знать, что за все недостатки тура отвечает турфирма. Могут быть простые недостатки — не дали номер с видом на море. Но могут быть и серьезные — придется возвращаться домой за счет посольства. В обоих случаях, необходимо найти доказательства, зафиксировать недостатки — отправьте факс из места отдыха, заявите требования.
6. Заключая договор, люди часто верят обещаниям. Им кажется, что договор — это формальность. Но если обещания нигде не зафиксированы, они могут так и остаться словами.
7. Кроме того, старайтесь пользоваться регулярными авиарейсами. Просите фирмы забронировать билеты именно на них. Это непросто, учитывая, что самые популярные туры в основном обслуживаются чартерами, а прямых рейсов нет.
8. Приобретайте билеты сразу в обе стороны. Порядочные туроператоры обязательно должны предоставить отдыхающим авиабилеты и на курорт, и обратно. Если турфирма не выдала полный комплект документов и билетов без конкретной причины — это значит, что у компании не все в порядке.
9. Обязательно держите паспорт при себе. Не оставляйте его в гостинице в залог. Объясняйте это тем, что планируете много путешествовать самостоятельно, и без документов это не получится. Если турфирма, занимавшаяся организацией вашего отдыха, не будет исполнять свои обязательства перед гостиницей, то вы можете просто стать заложником в этой ситуации и не покинете территорию отеля даже при наличии всех остальных документов и билетов.